ДОРОГА    ЦВЕТОВ

Как только артисты советского цирка вступили на вьетнамскую землю, в Ханой, их буквально засыпали цветами   и…   вопросами.
—    Что   нового   в   Москве?
—    Как чувствует себя наш друг Герман Титов?
—    Когда состоится новый полет советского человека в   космос?
—    Как  выглядит  новый  Дворец  съездов  в  Кремле?

Вопросы были самые различные и порой неожиданные, но каждый из них свидетельствовал о живом и пристальном интересе вьетнамцев к жизни советских людей.
Дети с любопытством и подкупающей непосредственностью щупали мускулатуру акробатов, гимнастов, эквилибристов   и   восхищенно   говорили:
—Какие  вы  все сильные!  Как  настоящие богатыри, как   космонавты!
Что касается цветов, то они стали постоянными и приятными спутниками советских артистов, начиная со встречи на Ханойском вокзале и до самого конца гастролей.
Незадолго до этого ханойцы отпраздновали встречу Нового года, который по лунному календарю приходится на конец января — начало февраля. Новогодний праздник в Ханое можно назвать праздником цветов. Цветы всюду: в садах и на улицах, в домах и в руках каждого прохожего.
Во время цирковых выступлений и на торжественных приемах, на уличных прогулках и в поездках по стране — всюду советских артистов цирка узнавали, дружески приветствовали и непременно преподносили пахучие букеты. И они стали выглядеть не просто традиционным признаком уважения к артисту, а символом необыкновенной признательности и любви ко всему советскому народу, который первым пролагает дорогу к   коммунизму.

КОНФЕТЫ   ОТ   ДЕДУШКИ   ХО

Первое выступление состоялось 3 марта в Ханойском государственном цирке. Зал был переполнен до отказа, а за стенами цирка, на прилегающей площади, не расходилась многотысячная толпа людей, не попавших на первое   представление.
Интерес был так велик, что они терпеливо ждали конца представления, чтобы сразу же узнать впечатления первых зрителей, чтобы вместе с ними приветствовать выходивших из цирка артистов.
Большая программа началась красочным прологом. Когда артистка Галина Занько неожиданно для зрителей обратилась с приветствием на их родном языке, восторгу присутствующих не было предела. Кончился пролог, и в мелькающих лучах цветных прожекторов зрители увидели «оживающую скульптуру» в исполнении Л. Осинского. Первый же номер очаровал вьетнамцев.
Номер за номером проходил со все нарастающим успехом: жонглеры Гусевы, художественно-акробатическая группа Жирновых и последний номер — силовой аттракцион Н. Жеребцова. Вьетнамцы — люди по природе сравнительно худощавые и невысокие — увидели в фигуре силача олицетворение мощи и богатырской силы   русского   народа.
Зрителям понравилась стройность программы, энергичный темп представления, а главное — высокое мастерство и артистичность всех участников. Так писали ханойские   газеты   в   своих   рецензиях.
Дни советских артистов были насыщены до предела. Репетиции, посещения концертов, исторических и культурных достопримечательностей столицы, встреча с вьетнамскими артистами цирка, а вечером главная работа и главная радость — радость встречи с отзывчивым и    благодарным   зрителем.
Окончились гастроли в Ханое, предстояла большая поездка по провинциям Северного Вьетнама. И вот 10 марта советские артисты с волнением узнали, что они приглашены на прием к товарищу Хо Ши Мину.
—Эта   встреча  особенно  запомнилась   всем  нам, — рассказывает   акробат   Андрей   Куделин. — Товарищ   Хо Ши Мин принял нас ранним утром, в 6 часов 55 минут (его рабочий день, как и у всех,  начинается  с 4  часов 30 минут). С первых же приветственных слов товарища Хо Ши Мина (он произнес их по-русски) мы перестали волноваться. Каждый из нас ощутил на себе его заботу и   внимание;   у   одного   он   справился   о   самочувствии, другого    спросил,    много ли у него    детей, у третьего узнал, как он переносит здешний климат.
Не верилось, что президенту уже 70 лет, так бодр и энергичен он был, так по-молодому остро смотрели, вглядывались в нас его мудрые глаза. Рядом с собой Хо Ши Мин попросил сесть самых молодых артистов: тринадцатилетнего клоуна и жонглера Владика Гусева, который выступает вместе с отцом, и девятнадцатилетнюю акробатку Генриетту Жирнову.
— Люблю    молодежь, — сказал   Хо   Ши   Мин. — Ей принадлежит   будущее.
И он увлеченно заговорил о будущем Вьетнама. Потом  президент  республики   уточнил   маршрут   нашей   поездки   по   стране.

— Наши   товарищи   из   Министерства   культуры   правильно решили:  замечательный советский цирк должны посмотреть как  можно  больше  зрителей  во  всех  концах страны. Шахтеры и портовики, металлурги и крестьяне, солдаты и обязательно дети. Это очень хорошо, что вы будете показывать утренние представления для детей. В Хонгае вы будете отдыхать и любоваться «восьмым чудом света» — заливом Ха-лонг.
На прощание товарищ Хо Ши Мин стал угощать нас всех   фруктами   и   конфетами.
— Не стесняйтесь,  возьмите эти конфеты для своих детей. И скажите, что их прислал дедушка Хо.
— И сейчас в Москве эти конфеты хранятся в домах у многих из участников гастролей, — закончил свой рассказ Андрей Куделин, — как память о встрече с мудрым и душевным человеком, которого во Вьетнаме и дети и взрослые любовно и уважительно называют дедушкой   Хо.

«ЗАВТРА  БУДЕТ  ЕЩЕ  БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ»

Автобус с советскими артистами начал свое путешествие по дорогам страны. Оставались позади банановые рощицы у крестьянских хижин, посадки маниоки на склонах холмов (по вкусу она напоминает картофель) и тщательно возделанные рисовые поля. Буквально каждый свободный клочок земли был занят посадками риса. Нередко поля располагались «в несколько этажей» — террасами одно над другим. Погода еще была холодной, нередко поливал дождь, а крестьяне в засученных штанах, стоя по колено в воде, целыми днями сажали нежные ростки, переливали большими ковшами воду в арыки  верхних террас.
Завидев автобус, крестьяне отрывались от работы и приветственно махали руками, а неугомонные мальчишки бежали вслед, окружали нас на каждой остановке, и воздух звенел от восторженного крика; «Льен-со! Льен-со!». Этот возглас всюду сопровождал нас во Вьетнаме.
Автобус обгоняли цепочки велосипедистов. Это основной вид вьетнамского транспорта. Особенно много велосипедистов в Ханое. На них едут на работу, на отдых, за город, перевозят различные, порой очень тяжелые и большие грузы. Едут молодые и старые, мужчины и женщины. Едут целыми семьями: по двое, трое, четверо на одном велосипеде. Муж за рулем, жена сидит на багажнике и умудряется что-то вязать по дороге, а ребенок удобно устроился в специальной корзиночке,  подвешенной   над  передним  колесом…
Весть о приезде цирка мгновенно разносилась по всей округе. Уже за 4—5 часов до начала представления зрительный зал был наполовину заполнен. А надо сказать, что «зрительные залы народных театров» весьма и весьма вместительны. Обычно это просто склоны холмов, а в середине деревянная сцена, которая и служила для нас ареной. А вместо купола над головой — темное, усеянное звездами небо тропиков. Конечно, артистам было трудней выступать в таких необычных условиях, но 20—30 тысяч внимательных и отзывчивых зрителей заставляли артистов мгновенно забывать об этих неудобствах и выступать с необыкновенным подъемом.
— В городе Шанхай, — рассказывает руководитель труппы М. Залевский, — насчитывается  12 тысяч человек населения. Представьте  наше удивление, когда мы увидели примерно 20 тысяч  зрителей,  собравшихся  на
представление.

— Неужели население города увеличилось вдвое? — в шутку спросил я у вьетнамских товарищей. И, усомнившись, предположил, что на второе представление   уже никто   не   придет.

Нелегкий  номер для Николая ЖЕРЕБЦОВА — пожать  сотни рук благодарных зрителей.

Нелегкий  номер для Николая ЖЕРЕБЦОВА — пожать  сотни рук благодарных зрителей.

Каждый   хочет   получить    автограф   советского артиста

Каждый   хочет   получить    автограф   советского артиста

Эти   удивительные    по    архитектуре    здания   —   памятник древнего  искусства   вьетнамского  народа

Эти   удивительные    по    архитектуре    здания   —   памятник древнего  искусства   вьетнамского  народа

— Не беспокойтесь, завтра будет еще больше людей, — ответили мне, — еще не все успели приехать.
Оказывается, смотреть наши выступления приезжали жители всей округи, порой они совершали путешествие за 30—50 километров. Шли пешком через горы, ехали на лодках по рекам.
Такой интерес нас очень радовал, и мы старались не обмануть   ожидания   вьетнамских   друзей.

«И В ДОЖДЬ, И В ВЕТЕР»

В расположение Н-ской воинской части Народной армии советские артисты приехали под вечер, перед самым началом выступления. «Рекорд посещаемости» был побит еще раз: вокруг импровизированной арены, огороженной ящиками, собралось тысяч пятьдесят зрителей, не меньше. И вдруг поднялся сильный ветер, хлынул тропический ливень. Но солдаты и крестьяне не думали расходиться. Командование предложило перенести   представление.
—    Но разве мы могли на это согласиться, — вспоминают участники гастролей клоун Юрий Гусев и акробат Виктор Высоцкий. — Мы  начали  готовиться к  выступлению. Ровно в 7 часов раздались звуки увертюры, и начался пролог. Наши яркие, в блестках и шитье костюмы мгновенно намокли, потускнели, прилипли к телу.
—    Я начал    жонглировать, — говорит    Юрий, — и    с ужасом почувствовал, что ветер резко относит все предметы в сторону. Ничего не получится! Я испугался   не столько за себя, сколько за товарищей, ведь трюки у них были еще сложней, нарушались все привычные расчеты балансировки, сбивался ритм.
—    Я вначале даже никак не мог сбросить пиджак, — подтверждает Виктор, — так плотно прилипла намокшая материя   к   телу.
Пришлось перестраиваться, как говорится, на ходу, мобилизовать всю свою волю и умение. Набухший от воды ковер не амортизировал, ветер отклонял и валил в сторону балансы и трапецию, и все же ни один номер не был отменен, ни один самый сложный трюк не сорвался.
Зрители хорошо понимали, как трудно нам приходится, и всячески поддерживали нас.
Это было самое незабываемое, самое трудное и самое удачное наше выступление за все время гастролей.
Когда Николай Жеребцов закончил программу, благодарные зрители подняли его на руки и стали качать.
Дождь не утихал. Но, как всегда, после представления никто не спешил расходиться, зазвучали песни. И наши советские «Подмосковные вечера», «Мы с тобой два берега», и любимая песня вьетнамцев «Гимн солидарности». Все вьетнамцы очень музыкальны, поют они на редкость хорошо.
Среди участников этого представления было много людей, бежавших из Южного Вьетнама, который томится под игом продажной нгодиндьемовской клики и американских оккупантов. У многих там остались семьи. Эти люди с болью и страстью рассказывали нам, что народ Южного Вьетнама будет до конца бороться за свое освобождение, за воссоединение страны,
— Как вам удалось сегодня победить силу стихии, — говорили они, — так и мы обязательно победим черные силы реакции.  До встречи  в Сайгоне!
Наш оркестр разучил музыку «Гимна освобождения». И под его аккомпанемент в темной ночи победно и мощно звучала песня, которую пел многотысячный хор.
Такое не забывается.

«ЗАЛИВ ПОТОНУВШЕГО ДРАКОНА»

Залив потанувшего дракона

В городе шахтеров Хонгае у советских артистов выдался свободный денек. Об этом позаботился товарищ Хо   Ши  Мин.
У самого моря поднимается отвесная гора. Она почти целиком состоит из высококачественного антрацита. А по бирюзовой поверхности моря разбежались тысячи маленьких   скалистых   островков.
Вид на залив Ха-лонг сверху — неповторимое зрелище. Освещенные солнцем скалы поднимаются прямо из воды. Они все примерно одного размера, но как причудливы и неповторимы их формы: одна скала похожа на слона с высоко поднятым хоботом, другая на готовую взлететь бабочку, третья на лягушку.
—    Целый  день  мы   плавали   по   заливу.   А природа дарила нам все новое и новое разнообразие впечатлений, — вспоминают советские артисты.
—    Смотрите, — вдруг кричал кто-нибудь. — Правда, эти две скалы похожи на дерущихся петухов? У одного даже   гребешок   есть!
Скалы отличались и по окраске. Если одни выглядели изумрудными от покрывавшего их мха, то другие казались коричневыми от растущих на них железных деревьев.
Да, природа действительно создала здесь одно из своих   чудесных   творений.
Многие скалы изобилуют расщелинами и пещерами. Вьетнамские друзья рассказывали нам, что в годы войны за освобождение в пещерах скрывались коммунисты-подпольщики. Рыбаки привозили им пищу, переправляли донесения. А французы сюда не смели и сунуться.
…Мы решили искупаться на одном из чудесных песчаных пляжей,  притулившихся  у подножия  скалы.
— Это очень опасно, — сказал рыбак. — Здесь живет двухметровая   рыба   маб.   Человека   запросто   пополам перекусить   может.
От купания пришлось отказаться. И мы не особенно жалели об этом, потому что услышали интересную легенду,   объясняющую   название   залива.

Еще один снимок на память

Еще один снимок на память

Когда-то давным-давно в заливе жил огромный дракон, безжалостно пожиравший всех зверей. Однажды кончилось у них терпение, собрались все Живые существа вместе, и пошли войной на кровожадного дракона. Дракон стал опалять их своим огненным дыханием, превращая в неподвижные скалы. Но не смог и он устоять против объединенных сил всех животных и, захлебнувшись, утонул в заливе. С тех пор И называется он «Заливом потонувшего дракона», по-вьетнамски — Ха-лонг…
Мы слушали древнюю легенду и вдруг увидели на одном из островов небольшой обелиск. Знакомые, устремленные ввысь, в космос формы…
— Этот остров назван в честь советского космонавте Германа Титова. Недавно он побывал здесь.
Мы возвращались в гостиницу буквально переполненные   впечатлениями.
И снова автобус с советскими артистами мчится по дорогам Вьетнама, останавливаясь у переправ через многочисленные реки. Застыли на полях задумчивые аисты, бегут вслед вездесущие мальчишки с криком «Льен-со! Льен-со!» Наши гастроли подошли к концу. Жалко расставаться с друзьями. А их у советских артистов   великое   множество.
И повар, который старался готовить русские блюда и был таким хлебосольным, что приходилось опасаться: выдержит   ли   трапеция.
И врач, ежедневно по нескольку раз осматривавший всех артистов так внимательно, словно они были грудными   детьми.
И артисты Ханойского цирка, которые тоже ездили по стране и учились, перенимали опыт на репетициях и на каждом- представлении советского цирка. Артисты Е. Страшная, Л, Жирнова, Куделины, Л. Осинский, Ю. Гусев и многие другие взяли над ними шефство, помогали подготовить новые номера и трюки, делились всеми профессиональными «тайнами».
И зрители — шахтеры, металлурги, моряки, крестьяне, солдаты, рыбаки, торговцы, служащие — все, кто побывал на представлениях. А их было 300 000 человек. И каждый из них просил передать свой привет всем советским артистам цирка, всем советским людям.
И участники гастролей с удовольствием и гордостью передают через журнал триста тысяч приветов от вьетнамских   друзей.
Ю. ПОПКОВ

Музыкальные   эксцентрики   Г.   ЗАНЬКО и   Л.   БУРДОВ

Музыкальные   эксцентрики   Г.   ЗАНЬКО и  Л.   БУРДОВ

Коллектив артистов советского цирка был награжден высшим орденом Демократической Республики Вьетнам — орденом   Труда   I    степени.

ПРОГРАММА
ГАСТРОЛЕЙ СОВЕТСКОГО ЦИРКА ВО ВЬЕТНАМЕ

I ОТДЕЛЕНИЕ

1.    ПРОЛОГ
2.    Лев ОСИНСКИЙ — эквилибрист
3.    Джульетта    и   Владислав    ГУСЕВЫ-ФЕРРОНИ — жонглеры
4.    Галина    ЗАНЬКО    и    Леонид    БУРДОВ   — музыкальные эксцентрики
5.    Елена   и  Андрей   КУДЕЛИНЫ —   партерные акробаты
6.    Валерия ВОЛОКОВА  —  танцы на  проволоке
7.    Людмила  и  Виктор     ВЫСОЦКИЕ — акробаты эксцентрики
8.    Николай  ЛУКЬЯНОВ — антиподист
9. Любовь,  Антонина и Генриетта ЖИРНОВЫ и Александра     КУЗНЕЦОВА  — художественно-акробатическая группа.

II ОТДЕЛЕНИЕ

1.    Эмма и Виктор ФИЛАТОВЫ —  гимнасты на кольцах
2.    Тамара и Михаил БОГДАНОВЫ — жонглеры-эквилибристы
3.    Ирина  и  Борис   ХЕЙФИЦ — иллюзионисты
4.    Евгения   СТРАШНАЯ   —   пластический   этюд
5.    Николай   ЖЕРЕБЦОВ  —   силовой   номер.
Клоун у ковра — Юрий ГУСЕВ

Журнал ”Советский цирк” июнь 1962г


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!