Приход весны в Санкт-Петербурге ознаменовался выставкой детских рисунков «Вокруг манежа», а в Москве с октября прошлого года проходит уникальная выставка кукол-автоматонов «Парад-Алле».
«Вокруг манежа» за 14 дней
В честь 145-летия цирка на Фонтанке онлайн-издание «Петербургский дневник» совместно с цирком Чинизелли реализовали специальный проект — выставку детских рисунков «Вокруг манежа», посвященную цирковому искусству и его артистам. Открытие состоялось 9 марта вблизи виновника торжества на Малой Садовой улице. На конкурс было отправлено 200 работ. Жюри — организаторы проекта и педагоги художественных школ отобрали 100 лучших, которые вошли в экспозицию. На них изображены клоуны, акробаты, дрессировщики и цирковые животные — все те, кто оставляют самый яркий след в детском восприятии.
Председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Владимир Рябовол считает, что этот проект дал возможность юным художникам через своё творчество поделиться впечатлениями, которые им подарил цирк.
Место расположения выставки было выбрано не случайно: маршрут от метро до цирка проходит через Малую Садовую улицу, поэтому увидеть галерею под открытым небом смогли не только прогуливающиеся туристы и жители, но и цирковые артисты, гастролирующие в это время на Фонтанке. Выставка продлилась две недели и получила неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался юными талантами, а кто-то говорил, что не стоило портить одну из центральных улиц неумелым детским творчеством (самому маленькому художнику всего 3 года)
Я тоже успела прогуляться и осмотреть экспозицию, получила заряд хорошего настроения и от души порадовалась, что подрастающее поколение так восприимчиво к искусству. Да, это не профессиональные высокохудожественные полотна, но и выставка не претендует на Эрмитаж. Как мне кажется, у нее иные цели — мотивировать детей на творчество, поделиться со всеми желающими чистыми детскими эмоциями от цирка и лишний раз напомнить, а кому-то и рассказать о том, что в Петербурге находится первый каменный цирк России и первый в мире Музей циркового искусства, куда и отправились рисунки после выставки.
«Парад-Алле» в музее «Собрание»
Сегодня крайне трудно удивить техническим прогрессом. Существуют 3D-ручки, умные колонки, 3D-принтеры, которые даже бутерброд или стейк могут «приготовить», да и роботы-доставщики больше не фантастика. С древних времен известны предки сегодняшних роботов — куклы-автоматоны, их «золотой век» приходится на XIX столетие.
Париж по праву считается главным центром по изготовлению механических кукол. В их облике отражалась специфика жизни XIX – начала XX вв. Этот период истории называли La Belle Epoque или «Прекрасная эпоха».
Европейский город предлагал множество театрализованных развлечений своим жителям, в том числе цирковые представления. Париж превратился в столицу мирового цирка, поэтому часто автоматоны изображали знаменитых артистов манежа: атлетов, клоунов, фокусников, акробатов, заклинателей змей и прочих.
Создание автоматонов превратилось в глобальную индустрию, насчитывающую 114 предприятий. Любопытно, что в те времена французская столица была единственным производителем кукол-автоматонов в мире, и все фирмы, где они изготавливались, находились в квартале Маре, на одной улице.
Московский частный музей «Собрание» устроил в своих стенах настоящий цирк, а именно выставку уникальных французских кукол-автоматонов второй половины XIX – начала XX веков, под названием «Парад-Алле». На ней вы повстречаетесь с дрессировщиками, жонглёрами, клоунами, гимнастами, а один из иллюзионистов продемонстрирует игру в напёрстки, со сменяющимися предметами. Это первый проект в истории современной музейной практики, посвящённый такому уникальному явлению. Он объединяет 24 экспоната из фондов «Собрания». В экспозицию вошли шедевры выдающихся мастеров: Эрнеста Декампа, Густава Виши, Жана Рулле, Леопольда Ламбера и других. Многие автоматоны впервые представлены широкой публике. Есть и очень редкие, например, «Левитация» Анри Фалибуа. Мастер создал его в 1910-е годы. По стоимости эта кукольная композиция была сравнима с ценой автомобиля. Таких иллюзионистов выпущено двадцать единиц. На сегодняшний день в мире сохранилось всего лишь три, и только в музее «Собрание» имеется действующий экземпляр.
Детали внешности кукол поражают правдоподобностью. Костюмы создавались профессиональными модистками. Наряды шили из дорогих тканей: бархата, атласа, парчи и шёлка. Для изготовления причёсок, бород и усов чаще всего использовались натуральные волосы. Живость взгляду придает безукоризненная стеклянная имитация глаз, в некоторых случаях использовался настоящий медицинский протез. Корпус фигур выполнен из картонажа (разновидность папье-маше), этот материал по фактуре очень схож с человеческой кожей.
Некоторые автоматоны завоёвывали престижные награды на всемирных конкурсах. В их числе и участник нашего «Парада-Алле» — «Геркулес», который был разработан специально для Всемирной выставки в Париже и удостоился серебряной медали.
Такие изделия премиум-класса, как «Геркулес» и «Левитация» были статусными украшениями богатых салонов и гостиных. Часто под финал званого обеда или ужина хозяин заводил свою куклу, чтобы развлечь и удивить гостей.
Почти каждый автоматон, представленный в Москве, не двигался на протяжении века, но благодаря кропотливому труду реставраторов музея «артисты» вновь могут показывать свои лучшие трюки.
К сожалению, я не смогла побывать на экскурсии «Парад-Алле» и посмотреть, как двигаются персонажи этого удивительного представления, но, находясь в музее, подглядела за «спящим цирком» и даже уловила настроение некоторых персонажей, ведь кукольники со всей заботливостью и чёткостью прорисовали эмоции на лицах и в позах своих созданий.
Ната Цирканутая
Апрель, 2023
Источник: Журнал ЦИРК
0 комментариев