Повсюду крики “Браво!”, “Бис!” – это цирк без границ! – одна ёмкая фраза из песни пролога объясняет зрителям, что через несколько минут они увидят фееричный праздник цирка, не имеющий политических, географических и, конечно же, творческих границ. Более 200 артистов из 17 стран мира приехали в Санкт-Петербург, чтобы показать свои лучшие трюки. Неудивительно, что за несколько дней до начала, были раскуплены почти все билеты.
В середине весны подготовка к III Международному фестивалю циркового искусства уже шла полным ходом. На пресс-конференции в ТАСС, посвящённой Международному Дню цирка (ежегодно отмечается в третью субботу апреля), дрессировщики Эдгард Запашный и Владислав Гончаров рассказали о том, что главное цирковое событие осени пройдёт в стиле “Петергоф” и зрители Большого Санкт-Петербургского цирка увидят знаменитый фонтан.
Специально для этого, Тимур Гончаров репетирует элемент со львом, где молодой дрессировщик выступит в образе “золотого Самсона” – поделился Владислав.
Интересный факт: всеобщий любимец туристов, фонтан “Самсон” работает только за счет силы давления, без использования насосов.
В этом году организаторы, при помощи социальных сетей, максимально делились с публикой всеми этапами подготовки: мы наблюдали за созданием костюмов, изготовлением и монтажом декораций и всеми днями репетиций, которые часто не заканчивались даже в ночное время, потом короткая пауза на сон и снова за дело. Репетиции проходили не только в Петербурге, но и в Сочи, т.к. балет программы “5 континентов”, которая работала на тот момент в Сочинском цирке, тоже принимала участие в фестивале. Такая непростая многомесячная работа была проделана для того, чтобы подарить артистам признание их мастерства, а зрителям – четыре дня незабываемого праздника цирка. Кто-то уверяет, что называть “Без границ” главным цирковым событием осени – это слишком громко, но я не соглашусь с этим утверждением, хотя бы потому, что цирковых фестивалей сегодня множество, но наш, отличает насыщенность различными мероприятиями и участие представителей цирковой индустрии в крупнейших событиях мировой культуры. В рамках Х Санкт-Петербургского международного культурного форума, в Главном штабе Эрмитажа прошёл Круглый стол, на котором эксперты цирковой индустрии обсудили развитие циркового искусства в современных условиях. Участники были единодушны во мнении, что не смотря на политическую обстановку, интерес к российскому цирку, в мире, не ослабевает. Этот факт доказывают не только участники из разных стран, но и международное жюри. Итальянский клоун, работавший во многих российских цирковых программах, специальный гость и один из членов жюри фестиваля Дэвид Ларибле подчеркнул: “Есть огромная связь между Россией и Италией. Это творческое наследие, которое ничто не может разрушить!”. Также, на пресс-конференции, посвящённой открытию фестиваля, артист рассказал СМИ, что он очень рад снова работать в историческом цирке и горд, тем, что его основатель – Гаэтано Чинизелли, как и сам Дэвид – итальянец.
Пресс-конференцию традиционно открыло мини-выступление роскошного балета “Королевского цирка” Гии Эрадзе – “Антре”. Стоит отметить, что у “Без границ” за эти три года появилось много хороших традиций: неизменный режиссёрский дуэт – заслуженная артистка РФ Елена Петрикова и заслуженный артист РФ Гия Эрадзе, тонны эксклюзивных декораций, реквизита светового оборудования и костюмы ручной работы, каждый из которых сшит индивидуально, с учётом всех нюансов не только хореографии, но и данных артиста. Ведущим снова стал народный артист РФ Эдгард Запашный, а вот пару ему впервые составила певица Алиса Вокс. В отличие от прошлой соведущей Эдгарда – актрисы Яны Кошкиной, для Вокс, цирковая атмосфера хорошо знакома. Вокалистка пела в шоу Запашных “ЭпиЦентр”. Как и раньше видеоприглашения на фестиваль записали не только цирковые, но и представители других видов искусств: юморист Евгений Петросян, актёр Максим Аверин и пр. Кроме того, известные деятели культуры посещали Большой Санкт-Петербургский цирк лично. 9 сентября на репетицию заглянула российская балерина, народная артистка РФ Илзе Лиепа, а открытие фестиваля посетила Министр культуры РФ Ольга Любимова. Ольга Борисовна была впечатлена увиденным и сказала много тёплых слов в адрес артистов и организаторов.
Подобное объединение людей, из разных сфер, свидетельствует о масштабе мероприятия. Также, во второй раз, в Инженерном сквере прошёл “Без границ — детям”. Уличный фестиваль стремительно набирает популярность. В этот раз в программе принимали участие 400 человек и 170 номеров. Юные будущие артисты манежа продемонстрировали гостям свой талант, а каждый маленький зритель, в рамках мастер-классов, смог примерить на себя роль циркового артиста и услышать первые аплодисменты. Всем собравшимся запомнилась харизматичная клоунесса Ольга Скрипачёва, в образе Ржаки Джигитовны Чинизелли. Такие говорящие ФИО точно на долгие годы войдут в историю легендарного цирка, а возможно и сам персонаж снова посетит нас в 2025 году.
Все шоу начинались с пролога, необыкновенной красоты, соединяя в себе, с помощью песен и костюмов, разные эпохи: балаган, советский цирк и наши дни. Действие получилось в лучших традициях классического цирка. На арене развернулся настоящий праздник, с виртуозной воздушной гимнасткой под куполом, балетом в разноцветных, но выполненных с безупречном вкусом, костюмах и “конфетными” велосипедами, на каждом из которых “ехала” одна буква из слова “цирк”. “Сладкий” реквизит показал, что на арене легко соединяется грандиозное событие с участием высоких гостей и путешествие в страну детства, в этом есть особая трогательность. Своей “конфетной” атмосферой, пролог мне напомнил обновлённое шоу “WOW”, в постановке Дарьи Пурчинской и, наверное, было бы здорово, если бы режиссёры задействовали Дэвида Ларибле в этом красочном начале. Его “WOW-образ” в жилете с “леденцовыми” пуговицами, а самое главное чистота и детская непосредственность, с которыми всегда работает артист, смотрелись бы очень гармонично. Кстати, у жителей и гостей Санкт-Петербурга уже скоро появится возможность посетить “сладкое королевство”, премьера шоу “WOW” в цирке Чинизелли состоится 5 октября.Трогательную тему продолжил классический рыжий клоун в исполнении артиста Сергея Сметанина. Каждый день, клоун дарил одной из зрительниц прекрасную розу. Такой знак внимания получили почётные гости фестиваля и… до сих пор удивительно это писать, но я тоже стала обладательницей восхитительного розового цветка. Обязательно сохраню его, потому что уверена, всё что дарят цирковые, приносит счастье.
Конкурсная программа порадовала разнообразием жанров и сильными номерами. Тот редкий случай, когда все дни интересны по-своему: иллюзионная трансформация, жонглёры, клишник, силовая пара, дрессированные животные, групповые вольтижёры, акробаты на роликах, клоуны, эквилибристы – уверена, для каждого зрителя нашёлся номер, про который он и по прошествии нескольких лет скажет: “Это было незабываемо!” У меня такие номера тоже есть, именно на них я и решила остановиться, потому что как не велико желание рассказать обо всем и сразу, статья размером “до луны и обратно” вряд ли найдёт своего мегатерпеливого читателя.
Позволю себе начать с серебряных призёров фестиваля и обладателей специального приза Союза Деятелей Циркового Искусства, дрессировщиков попугаев Дарии и Александра Оноприенко. Не скрою, что моя симпатия к этим артистам началась еще в 2019 году, когда они приехали в составе первого варианта программы “Принц цирка” и, с каждой новой встречей, только усиливается. Приятно было увидеть новые трюки. Особенно понравилась иллюзия: Дария посадила в прозрачный короб двух крошечных александрийских попугайчиков, вместе с Александром артистка покружила тележку с бесценным грузом, на несколько мгновений дрессировщики накрыли пернатый дуэт, фонтанные струи на долю секунды таинственно приподнялись и после снятия покрывала, на месте малышей, уже сидел гордый ара.
Огорчила подводка к любимому номеру, в которой Алиса Вокс сообщает, что интеллект ара, как у Дани Милохина, а Эдгард Запашный поясняет: “Четырёхлетнего ребенка”. На всех фестивалях мне всегда очень нравился острый юмор ведущих и Милохин абсолютно не интересная для меня фигура, но считаю, что цирк не должен никого оскорблять, переходить на личности. Например, во времена Дуровых, в сатирических куплетах, все “герои” были изящно завуалированы, зритель сам легко догадывался о ком идет речь.
Ввиду того, что сейчас все фестивали российского цирка можно посмотреть в он-лайн формате, то хотелось бы, чтобы шутки для каждого события и каждого конкурсного дня, были разными.
Тут же отмечу, что творческий дуэт – Алиса Вокс и Эдгард Запашный смотрелись просто шикарно: статные, красивые, костюмы отличные, общение естественное.
Вернусь к артистам. Гости из Мексики, силовая пара “Dou medel” показали, что подобные номера могут совмещать в себе не только мощь и богатырскую силу, но и эстетику, и даже лёгкость, в каких-то моментах. Особенно впечатлили трюки на специальном аппарате – небольшой лестнице и эффектные “живые” стрелки часов. Искренне болела за эту пару и очень расстроилась, когда трюк не получился с первого раза, но парни не отчаялись, а как и полагается настоящим профессионалам своего дела, улыбнулись зрителям, повторили и добились отличного результата, получив за свои старания серебряную награду от жюри, специальный приз от Большого Московского цирка и бурные аплодисменты от зрителей.
Соло-жонглёр из Чехии Зденек Полач поразил скоростью своей работы. В программе А, он выступал первым и, таким образом, задал высокий темп и зажигательное настроение на все последующие дни. Его реквизит, без преувеличения, летал, а Зденек словно бы танцевал со своими мячами, а не просто жонглировал ими. Для полноценной визуализации номера, после такого яркого пролога, артисту не хватило нарядного костюма, но его мастерство и, по хорошему, бешенная энергетика, уже через несколько секунд заставила забыть об этом. Сожалею, что Полач не был отмечен наградой и, возможно, не всё получилось безупречно, но надеюсь, что у этого замечательного жонглёра всё крупные достижения еще впереди, в том числе и на фестивалях в России.
В цирке одно из главных мест, на ряду с дрессурой, занимает клоунада. В этот раз у меня двойственные чувства от увиденного, с одной стороны, восторг, с другой – разочарование, и оба впечатления от итальянских артистов. Клоунский дуэт Луккетино, работавший в программе А и завоевавший бронзу, неприятно поразил грубостью юмора, хотя артисты явно старались расположить к себе публику, в том числе и отличным владением русского языка. Лука и Тино хорошо знакомы с Россией, потому что с 1994 по 1997 год обучались в ГУЦЭИ. Возможно, клоуны они талантливые и люди хорошие, но пошлые репризы испортили всё впечатление. Подобный юмор точно не уместен для женщин и детей, а их в цирке, почти всегда, большинство.
Гораздо больше повезло зрителям программы Б, в ней работали наши соотечественники – братья Андрей и Артём Аверюшкины. Очень симпатичный дуэт клоунов-эксцентриков, с приятными репризами, над которыми точно посмеется зритель любого возраста.
На гала-шоу свои лучшие репризы “Вода”, “Тарелочки”, и “My way” показал Дэвид Ларибле. Для тех, кто читает мои статьи регулярно, не секрет, что я большая поклонница его работы. Моя любовь к творчеству знаменитого артиста объясняется очень просто: Дэвид выкладывается на манеже на все 200%, он искренне вживается в своего персонажа и всей большой клоунской душой любит зрителей, поэтому и в ответ получает столь же настоящие, чистые эмоции. В этот раз Дэвид отработал просто фантастически, как будто случилась какая-то перезагрузка, артист излучал задор и счастье в манеже. Возможно, кто-то скажет, что я необъективна, в силу того, что веду российский фан-клуб “Клоуна Клоунов”, но приведу слова амбассадора циркового искусства в России Андрея Чиркова: “Дэвид – легенда! Я визжал от его реприз, так смешно, до слез!”. И судя по реакции всего зала, Андрей был не одинок в своих ощущениях.
Интересный факт: на III Международном фестивале циркового искусства “Без границ” произошла значимая коллаборация: в репризе “My way” Дэвиду Ларибле ассистировал шпрехшталмейстер цирка на Фонтанке Юрий Лысенко, которые долгие годы был ковёрным клоуном. Вот уже полвека жизнь Юрия Антоновича неразрывно связана с цирковым искусством.
Финалы конкурсных дней были поистине грандиозными. Мы увидели и шоу фонтанов, и бал “Петергоф”, и “циркового Самсона”, где “золотой человек” не разрывает пасть льву, а под звуки торжественной музыки стремится с хищником ввысь, что демонстрирует главный принцип дрессуры: “Животное – это партнёр, друг, которого нужно уважать и беречь, тогда будут покорены любые цирковые вершины!” Мне кажется, что если бы Тимур со львом поднимались под “Гимн Великому городу” Рейенгольда Глиэра, то говоря сегодняшним языком, эффект был бы просто бомбическим! Такая мысль неслучайна, ведь запуск фонтана “Самсон”, в Петергофе, традиционно проходит именно под эту музыку. Если моя небольшая фантазия на тему когда-то найдёт отклик у режиссёров, то мне будет очень приятно!
Объявляя один из номеров, Эдгард Вальтерович сказал “своему голосовому помощнику” Алисе: “Мы слишком долго жонглируем словами!” Для того, чтобы избежать такой ошибки, завершаю статью, хотя мне немного грустно, потому что не вместилось всё желаемое. Много отличных номеров, талантливых артистов, незабываемых впечатлений и даже награждение – в этом году остались за пределами моего рассказа, но предлагаю выкроить время и в один из уютных осенних вечеров посмотреть трансляции нашего прекрасного фестиваля, который стирает границы и дарит счастье!
Текст: Ната Цирканутая
Фото: Елена Бледных и различные открытые источники
0 комментариев