Пролетело лето, наполнив всех нас теплом и оставив радостные воспоминания об отпуске. На календаре 1 сентября. Школьные годы давно позади, но День знаний для меня все равно остается праздничным, всегда ждёшь каких-то интересных событий и перемен, а так как школьная линейка, в силу возраста, мне уже не полагается, то устроила я себе линейку цирковую, отправившись в Автово на представление «Арена чудес». 15 августа у цирка был День рождения, поэтому вдвойне приятно прийти, спустя небольшое количество времени, после праздника.
В октябре прошлого года директор Российской государственной цирковой компании Сергей Беляков посетил Автово с рабочим визитом и принял решение об увеличении фронта ремонтных работ, чтобы в последствии превратить второй, по значимости, цирк Петербурга, в многофункциональный цирковой комплекс. Первым сюрпризом для зрителей, в этом сезоне, стало обновление в зале: пластмассовые неудобные кресла, заменили мягкими и комфортабельными. Накануне премьеры, горожане, проживающие вблизи цирка, рассказали СМИ, что видели как проходит ремонт купола, но больше всего их заинтересовали верблюды, прогуливающиеся рядом с трейлерами. Порадовало то, что неизменным осталось автовское, немного балаганное настроение в фойе: взрослые торопливо покупают кофе и выпечку в буфете, дети уговаривают родителей отпустить их на аквагрим или купить светящуюся игрушку, лучше которой нет на свете, а продавцы громко предлагают сахарную вату: “Только сегодня по 150 рублей!” Кстати, о буфете, вкус кофе улучшился в разы, уверена, что даже заядлый кофеман теперь останется доволен качеством любимого напитка, но а слойка с сыром, просто выше всяких похвал, столько вкусной начинки не встретишь даже в самых известных пекарнях.
До сих пор непривычно, что начало представления в 14.30, какое-то уж очень нестандартное время, не 15, 17, 18 или 19 часов… Первый звонок, с убедительным приглашением пройти в зал, прозвучал за 30 минут до начала, но по старой доброй традиции, наши люди и после третьего призыва, неторопливо занимали свои места.
В представлении сплелись русский колорит, тонкий восток, романтика и мотоэкстрим, а начинается программа с классического парада-алле. Поймала себя на мысли, что стала отвыкать от такого зрелища, потому что во многих шоу, парад-алле не отдельное действие, а часть первого номера. Убеждена, что это явление – результат сегодняшней моды на всё скоростное, без вникания в детали: пришёл, например, в Третьяковскую галерею или Эрмитаж, пробежался по залам, боковое зрение что-то выхватило и… галочка поставлена, был. Полноценный парад – это первое знакомство зрителей с артистами и наоборот. Первые улыбки, первые аплодисменты и, в целом, установка контакта, а это не менее важно, чем сам номер, на мой взгляд, ведь приходя в цирк мы – артист-зритель, так или иначе, оцениваем друг друга, обмениваемся эмоциями и, таким образом, общаемся без малого, 3 часа. Объединяя знакомство с номером, режиссёр лишает всех нас возможности без спешки, вдумчиво сложить первое впечатление друг о друге, а как гласит известная поговорка: “Первое впечатление – самое верное”…
Открывает представление воздушная гимнастка Ирина Душаканова с номером на полотнах, под аккомпанемент песни Лары Фабиан “Je suis malade”.
Артистка рассказывает: “Мой номер о любви, об отношениях, о страсти… Когда я работала в шапито “Акула”, директор этого цирка, Светлана, предложила для полотен композицию “Je suis malade”. Номер собрался быстро, как по маслу, новые ощущения для меня, интересно было показать себя другую. Особенно ценно – это реакция зрителей. Помню как крупный мужчина, сидевший в первом ряду, рыдал, он прожил со мной этот номер. Расскажу о чëм он: ты уходишь, а я бегу за тобой… Ты моя боль… У нас были взлëты и падения. Я закрываю глаза и среди тысячи лиц, выбираю тебя, тебя такого родного и любимого. Я хочу летать с тобой, крепко обнимать, чувствовать… Воспоминания в моей голове разлетаются, как осенние листья на землю. Деревья скидывают листву, так же и ты бросаешь меня, разрывая моë сердце на сотни осколков. Если бы тебя не было на моëм пути, я не узнала бы, что такое любовь. Я буду бороться до конца за своё чувство, готова удержаться на кончиках пальцев, в круговороте событий, идти за тобой, всю свою любовь отдать только тебе, готова жизнь отдать за тебя, но опоздала… Вот такая чувственная история любви с печальным концом. Я горда тем, что я самоучка на полотнах, все трюки изучала по видео, пробовала заматываться и смотрела как я останусь, какой замок. Всё на полу, потом в воздухе. Без педагога, конечно, много времени ушло, чтобы разобраться в замотках. Огромное спасибо мастеру, Екатерине Шустовой, которая подсказала, какую ткань брать, я работаю на трикотаж масло, ткань сильно тянется, она очень эффектная и обрывы делать – одно удовольствие, как будто падаешь в мягкую периночку.”
Лирику Ирины сменяет жонглёр-эксцентрик Артур Геворкян. Номер в стиле «Регтайм» смотрится на одном дыхании. Артист демонстрирует превосходное владение не только жанром, но и своим телом. В изящном танце он беззаботно жонглирует и балансирует различными предметами, от небольшого шарика, до “жезлов”, внушительных размеров.
Наш цирк во все времена славился разнообразием животных, “Арена чудес” пополнила этот список фантастическими существами, которых будут особенно рады увидеть те, кто еще не успел доехать до заморского или московского зоопарка. На манеже мы видим пятерку “Чау-Панд” под руководством Владислава Паршина. Окрашенные под бамбуковых медведей, собаки охотно проводили время на манеже, показывая “серпантин”, вальс, кувырки, пробежку на задних и передних лапах, прыжки друг через друга, через обруч и через “невидимую скакалку”, роль которой, исполняли взмахи рук дрессировщицы. В финале немного распался “ковёр”, но даже этот элемент выглядел очень забавно. Считаю, что и животные, и дрессировщики молодцы. Хороший набор трюков, интересная постановка, а учитывая, особенность чау-чау – собаки этой породы очень вдумчивые и не станут ничего делать, пока не поймут зачем им это, вдвойне отличный номер!
Неожиданностью стало, что после чау-чау были шпицы – “Двое под одним зонтом” Михаила Губанова. Люблю и велофигуристов, и животных, и трогательные номера с осенним акцентом, что и было показано на манеже, но четвероногие одного вида, да еще и в одном отделении, как мне кажется, крупная режиссёрская недоработка.
Сабина и Владислав Паршины снова погружают нас в атмосферу романтики, рассказывая свою историю любви при помощи воздушной гимнастики в кольце.
В финале первого действия мы видим акробатику на верблюдах под руководством Синдбада Ташкенбаева. Не редко бывает, что номера с участием этих животных ограничиваются небольшим количеством перестроений и верблюжьем дефиле, а здесь есть и “почта”, и “колонны”, и акробатика на телеге. Сейчас самое время любоваться верблюдами, они выходят на арену во всей красе, без следов линьки в виде проплешин и свисающих клоков. Хочется напомнить всем, кто переживает за “несчастных, неухоженных цирковых зверей”, что неприглядный внешний вид во время линьки, для любого животного, норма!
Пока звучит увертюра ко второму отделению расскажу о тех, кто “весь вечер на манеже”. Игорь Воробьёв и Надежда Фёдорова составляют изумительный клоунский дуэт. Отмечу патриотизм в их образах: кокошник, сарафан, платочки, рубаха, музыка – громко, весело,но без перебора. Общаются с публикой, с присущей русской душе широтой и открытостью, но не навязчиво и что, не мало важно, стараются вовлечь в процесс всех желающих. Передвигаясь на коляске, замечаю, что некоторые артисты, боясь как-то обидеть человека, улыбаются и смущенно проходят мимо того, кто сидит в проходе, даже в тех репризах, где взаимодействие реально. Надежда же бойко подошла ко мне с фразой “Можно я к Вам чуть-чуть попристаю?” и вот, я в репризе с огоньками. Признаюсь, растерялась, не сразу расслышала слова, но была рада стать частью действия и с удовольствием буду принимать участие во всех репризах, куда позовут. Зовите, товарищи артисты, не обещаю осилить бег с препятствиями, но всё, что смогу сделаю!
У Надежды с Игорем получилась очень симпатичная, а главное, качественная и темповая “трансформация”. Этот жанр сегодня не самый популярный, а даже, когда он есть в программе, то бывает скучным из-за медленной и шероховатой смены нарядов.
На манеже снова Ирина Душаканова. Во втором отделении артистка работала на ремнях и из нежной влюблённой барышни перевоплотилась в роковую женщину. Мне номер напомнил полёт Булгаковской Маргариты, но Ирина рассказала иную версию этой истории:
“Мой второй номер на ремнях называется “Зена – королева войнов”, работаю его давно, постановка была создана в Росгосцирке, в программе Евгения Терещенко. Я этим номером открывала представление, он живой, темповой, заряжает публику! Как сказала, одна журналистка: “Ирина раскручивает не только ремни, но и зрителей на аплодисменты!” Мне близок образ женщины воительницы, характер у меня тоже волевой, вся жизнь состоит из преодоления разных обстоятельств… Не могу не рассказать о своей семье. У меня есть муж, он же ассистент, который стоит на лебëдке, делает мне подвеску, чалит тросы. Он по ту сторону манежа, но без него не было бы ничего… А за кулисами меня ждëт наша доченька, Злата, наша принцесса. Вот так, мы с семьëй, постоянно на гастролях вместе! Цирк для нас, это наша жизнь, наша точка опоры!”
Экзотические животные в номере «Восточная фантазия» под руководством заслуженного артиста РФ Александра Шатирова, не удивили, но понравились. Дикобраз прошёлся по барьеру, гордо пронеся свои шикарные иголки, питоны закручивались/раскручивались на дрессировщике, он традиционно устроил с ними борьбу, а когда отпустил рептилий в манеж, то можно было разглядеть их изящный “шаг-переливание” и впечатляющую длину. Артист сообщил, что один из питонов достиг 6 м в “росте” и 70 кг веса.
Ассистентка Александра дала возможность прикоснуться к питону всем, сидящим на первом ряду. Постоянно слышу: “Ну, фу! Все эти питоны противные, как можно их трогать?!”. Я, как человек, гладивший питонов не единожды, с абсолютной уверенностью, могу сказать: “Эти ребята очень приятные на ощупь. Кто-то теплее, кто-то прохладнее, но ощущать их кожу под своими пальцами – сплошное удовольствие!”. Питон Шатировых, кстати, был слегка прохладный.
В силу особенностей постановки реквизита, я не смогла полностью посмотреть заключительный номер программы – мотошоу Губановых, но всё равно, считаю важным отметить, что любителям экстрима, такой финал представления точно понравится. Трюки, которые успела увидеть, меня впечатлили: антипод с колёсами, спуск на мотоцикле по лестнице, жонглирование горящим колесом… Артисты – настоящие профессионалы, а в жизни, добродушные, улыбчивые люди. Хочу быть честной до конца, поэтому добавлю, при всём уважении к артистам, убеждена, что этот номер смотрелся бы лучше где-то за пределами цирка. Столь агрессивное, хотя и захватывающее действие, не вписывается в каскад добрых, весёлых и ярких номеров.
В заключении, вернусь к нашей беседе с Ириной Душакановой, которая охотно поделилась впечатлениями о работе в Автово:
“В цирке Автово, я работаю впервые! Давно мечтала здесь выступить и вот чудо, мечта исполнилась, и я являюсь частью “Арены чудес”. Хочу отметить как в этом цирке серьёзно подходят к безопасности воздушных гимнастов, изучают тех. паспорта, проводят испытания.
Здесь царит домашняя, добрая атмосфера! Все друг другу помогают! Если не хватает униформистов, ребята из программы всегда выручат.”
Перед тем как поставить точку, добавлю немного праздничного настроения. Уже открыта продажа билетов на новогоднюю сказку – “Тайна снежных львов” и канун Рождества я проведу в Цирке “Автово”. Спешите купить билеты и подарить себе незабываемые новогодние праздники!
0 комментариев