Цирк – это то место, где всегда происходит что-то необыкновенное: то яйца знаменитого Карла Фаберже становятся «гардеробными» для смены нарядов, то клоун запоёт, как профессиональный оперный певец, то журналисты со слонами и тиграми, под одним куполом встретятся.

Солнечным осенним днём в Большом Санкт-Петербургском цирке состоялись два масштабных события – награждение победителей Всероссийского конкурса журналистских работ о цирке «13 метров» и предпремьерный показ спектакля «Итальянский цирк: слоны и тигры».

«13 метров» для всех

Конкурс «13 метров» проводится с 2022 года по инициативе Российской государственной цирковой компании. Одной из главных его особенностей, является доступность для каждого, кто повествует о цирке пером, или кадром, вне зависимости от возраста и принадлежности к СМИ. В этом году, организаторы сняли ограничение по количеству подписчиков для блогеров, чему я очень рада, и не только потому, что, благодаря нововведению, смогла принять участие в конкурсе, но и потому, что убеждена – качество и количество никогда не станут синонимами.

Я долго думала о том, с какой работой идти. Возможно, читая эти строчки, кто-то скажет: «Над чем было размышлять, когда есть такая значимая тема, как 80-летие Победы в Великой Отечественной войне?», тем более, что представлений и крупных мероприятий, посвящённых важной дате, в цирках проходило и проходит много, а Росгосцирк даже учредил специальный приз от своей пресс-службы за лучший материал о юбилее. Но я пошла другим путём. Когда-то Вячеслав Полунин сказал: «Делать нужно то, от чего у тебя внутри дзынькает!», считаю, что эта фраза основополагающая для любого вида творчества. При всём уважении к великому празднику, я не ощущаю тот «дзиньк» в своей душе, который стал бы импульсом для искренней статьи, без скатывания в пошлость, ту, что некоторые сейчас выдают за любовь к Родине. У кого-то отклик находит юбилей Победы, у кого-то инклюзивные проекты, у кого-то мгновения, которые здесь и сейчас превращаются в модные reels, а для меня, среди бесконечного многообразия циркового искусства, одним из самых вдохновляющих звоночков, стало творчество итальянского клоуна Дэвида Ларибле. Недавно артист работал в нашей стране по контракту с Росгосцирком на протяжении года, я побывала, в этот период, на шоу с его участием не только в Санкт-Петербурге, но и в Ярославле, видела все вариации постановок, то и написала именно об этом. Честно признаюсь, я, как любой участник, очень хотела, чтобы моя работа была замечена членами жюри, но, в то же время, отдавала себе отчёт в том, что выбранная тема, в сегодняшней действительности, не самая конкурсная, поэтому удовлетворилась заранее, в первую очередь, возможностью через статью поблагодарить  Российскую государственную цирковую компанию за длительные гастроли любимого клоуна и поговорить о важном: искусство вне политики и цирк с животными.

Когда я зашла на сайт Росгосцирка, в новость с итогами и увидела фразу «Специальным призом конкурса отмечена блогер и популяризатор циркового искусства в России Наталья Шмыкова», то ощутила не только бешенную радость и эйфорию, но и удивление. Я никогда не думала о своей деятельности в таком ключе – «популяризатор циркового искусства в России». Все эти 10 лет я просто люблю цирк и делюсь с людьми своими чувствами, открытиями и наблюдениями, часто рассказываю таксистам, продавцам, и всем, с кем завязывается случайная приятная беседа, какое уникальное представление сейчас идёт в городе и почему его нельзя пропустить. Но ведь это действительно и есть популяризация, и я очень благодарна Росгосцирку за подаренный мне статус! Сама бы, я скорее всего, не решилась заявить о себе так громко, а это оказалось не только приятым, но и полезным «званием». Мне стало гораздо проще знакомиться с потенциальными героями своих очерков, но это исключительно мои «тараканы», потому что цирковые с одинаковым энтузиазмом включаются в процесс, независимо от того, представляюсь я поклонницей циркового искусства, или популяризатором циркового искусства в России. Это еще одна особенность представителей цирковой отрасли, за которую я их безмерно уважаю – во время шоу — звёзды, до и после – земные люди, которые пойдут на встречу каждому, кто искренне любит их искусство!

Награждение

Каждый день, до церемонии, я по сто раз прокручивала в голове: «Как все пройдёт?». У меня был опыт участия в Международной премии «Признания», но там я не дошла до награждения, поэтому на «13 метрах», в этом смысле, состоялся дебют.

Весь день стал лучшей версией того, что я себе представляла. Оказавшись у входа в цирк, в ожидании представителя пресс-службы Росгосцирка, все мы – участники и наши родные, познакомились, и завязался оживлённый разговор на самые разные темы. Волнение в миг утихло, а наше «собрание» напоминало со стороны, дружескую встречу.

Как только мы вошли в зал, у меня запорхали, всем известные, «бабочки» в животе: торжественная обстановка, стол, со стоящими в ряд дипломами и подарками, администратор нашего цирка Денис, как всегда приветливый, но особенно сосредоточенный, ведь сегодня всё должно быть на 200%. А в тот момент, когда объявили: «Специальным призом «ЗА ПРЕДАННОСТЬ ЦИРКОВОМУ ИСКУССТВУ» награждается…» и прозвучало моё имя, то «бабочки» сделали всевозможные крутки, сальто и прыжки. Я испытала абсолютное счастье, ведь получить такую высокую оценку своей деятельности, в стенах легендарного, а главное родного и любимого цирка, от самой крупной в мире цирковой компании – это ни с чем не сравнимые ощущения!

Я слышала множество рассказов о том, какая жёсткая конкуренция бывает на различных конкурсах, а на награждениях в воздухе повисает неприятное марево завести и злобы, но к счастью, это точно не про нас. Все участники искренне радовались и поздравляли коллег. Даже абсолютно незнакомые люди обнимали, говорили добрые слова и дарили взгляды, полные неподдельного тепла. Пресс-секретарь Росгосцирка Татьяна Соломина всячески проявляла заботу об участниках и настоящее гостеприимство, став радушной хозяйкой на творческом событии, под названием «13 метров».

Во время церемонии, на экранах были показаны фрагменты нескольких работ участников. В них есть всё: и патриотизм, и юмор, и креатив, а главное каждый материал пропитан уважением и любовью к цирковому искусству. Для меня, последнее – абсолютно уникальное явление, потому что большинство конкурсантов работают в сферах, не связанных с цирком, но их профессионализм настолько высок, что при просмотре сюжетов, интервью, видеороликов, об этом факте забываешь.

Я очень хочу, чтобы любой желающий смог увидеть наше творчество, поэтому начала собирать работы участников в специальном разделе своего сайта «Мир цирка». Дополнить его может каждый участник, прислав мне материал.

Пресс-конференция

Фото Росгосцирка

С особенным трепетом я ждала пресс-конференцию, потому что впервые принимала участие в мероприятии, в качестве журналиста. Ранее у меня был несколько иной опыт: я готовила вопросы для пресс-конференций шоу в цирке Чинизелли и Никулина для того, чтобы их озвучил на мероприятии автор «Главного Циркового Блога» Витал Романовский. В спокойной обстановке всё просто, потому что есть время подумать и поиграть словами, а находясь в зале, начинает появляться страх того, что ты ни так произнесешь вопрос, что-то напутаешь, микрофон усилит твой голос до невероятных децибел, или наоборот поглотит. Вопрос, адресованный итальянскому дрессировщику, Давио Тони из моих уст прозвучал очень забавно. Во мне вдруг «проснулся» Микки Маус, который сначала пару секунд молча стоял с микрофоном в руках, а затем пропищал тонюсеньким голоском:

«Давио, Вы уже более 7 лет работаете в России. Чем европейский зритель отличается от российского?»

Уверена, что ответ порадовал не только «Микки Мауса», но и каждого жителя нашей страны, любящего цирковое искусство:

«В принципе, зрители везде одинаковые, но в России самая долгая цирковая зрительская культура в Европе и прекрасное отношение к животным, поэтому мы приняли решение работать здесь!»

Артист также отметил, что цирк с животными всегда будет существовать, т.к. дети нигде не смогут больше увидеть способности зверей, их таланты, никакие голограммы в этом не помогут.

Еще одну важную тему, отвечая на вопросы журналистов, затронули акробаты Суанбековы. В программе «Итальянского цирка» они работают два зрелищных и крайне опасных номера – «Колесо смелости» и «двухярусный канат». Парни рассказали, что не смотря на максимальную сосредоточенность, их может отвлечь выбивающейся из действия звук, посторонний свет и хождение зрителей, во время номера.

Здесь я хочу сделать паузу и обратиться к вам, уважаемые поклонники циркового искусства!

Давайте будем беречь артистов! Даже если вам кажется, что ваш ребёнок всего лишь разочек помахал светящейся игрушкой и этого никто не заметил, а вы проигнорировали «вредного» билетёра и, за полсекунды, мелькнув перед манежем, выбежали из зала, по неотложному делу – не забывайте, что тот «разочек» и эти «полсекунды» могут стоить артисту жизни! По-моему, слишком высокая цена за безалаберность и принцип: «Я же деньги за билет заплатил, как вы можете ограничивать мою свободу действий???»

Перед началом конференции, приятно было увидеть демонстрацию фрагментов балетных номеров «Итальянского цирка». Артисты проходили рядом со мной, поэтому удалось детально рассмотреть некоторые платья, представленные на «дефиле в Милане» (именно в этом городе, по задумке режиссёра, разворачивается действие номера «Муза» воздушной гимнастки на волосах Александры Тарус). Кстати, традицию показывать яркие эпизоды шоу представителям СМИ, заложил Гия Эрадзе и такое начало всегда создаёт атмосферу праздника.

К сожалению, праздничное настроение сменилось чувством стыда за журналистов. Сразу скажу, да, я не профессионал, более того, никогда не работала в газетах, журналах и прочее, но перед тем, как брать интервью у какого-то для своего ресурса, всегда читаю все имеющееся статьи об этом человеке, чтобы избежать банальных и неуместных вопросов, таким образом я не только экономлю время героя, но и делаю свой материал в разы интереснее. Когда в этот раз, я услышала, как Давио Тони спросили: «Вы первый раз в России?», захотелось изобразить смайлик «обезьянка, закрывающая лапами, глаза». Не стыдно чего-то не знать, а вот не хотеть узнать, как минимум проявление отсутствия интереса к событию, в котором ты собираешься участвовать, а как максимум, неуважение ко всем присутствующим. Есть интернет, не понимаю, в чём заключается трудность потратить 10-15 мин своего времени и узнать подробности о представлении и артистах, в нём работающих?

Также, вызывает полнейшее недоумение громкий шёпот, переговаривающихся представителей изданий и блогов, и всплывающий, почти на каждой конференции, «циркач». Бедные наши артисты, видимо, до того устали слышать грубое прозвище, что вместе с Росгосцирком, организовали в социальных сетях акцию против «циркача». Можно бесконечно вспоминать арию Мистера Икса

«Да, я шут, я циркач…
Так что же?
Пусть меня так зовут вельможи,
Как они от меня далеки, далеки,
Никогда не дадут руки.»,

но, большинство людей, пропускают самое главное: «Как они от меня далеки, никогда не дадут руки…»

Были и очень милые вопросы от юных журналистов, такие как «Можно ли научить хомячка ездить на мотоцикле?». Артисты со вниманием, терпением и добротой отвечали и детям, и растерявшимся «мультгероям», и нежелающим подготовиться к общению заранее.

После окончания пресс-конференции, я пообщалась с медицинским клоуном, солнечным человеком и одной из победительниц нашего конкурса – Лерикой Лукиной. Девушка возглавляет «Центр развития медицинской клоунады «ЗДЕСЬ С ТОБОЙ». Надеюсь, что мы с Лерой, в скором будущем, сделаем, что-то интересное.

Когда я только планировала написание этой статьи, то хотела рассказать и про «13 метров», и про пресс-конференцию, и про представление, но сейчас понимаю, что столь красочная программа заслуживает отдельного очерка. Пока скажу только, что действие пролетает как один миг. Приходите в цирк на Фонтанке, этой осенью и вы окажетесь в разных уголках Италии: посмотрите венецианский карнавал со слонами королевского происхождения, перенесётесь в Рим, во времена гладиаторов, прогуляетесь по итальянской ривьере, узнаете как готовят неаполитанскую пиццу и даже познакомитесь с сицилийской мафией… ой, постойте, постойте, не спешите оставлять детей с бабушками и дедушками, ведь речь идёт о цирке, месте, куда приходят всей семьёй, а это значит, что любая постановка несёт в себе изящество и красоту, талант, ловкость и отвагу артистов, виртуозность трюков и, конечно же добрую историю, в которой главными героями остаются клоуны и животные.

Марио и Антонио — клоунский дуэт «Ребята с Лиговки» — Валерий Кашкин и Александр Горлин поприветствуют вас в фойе, чтобы затем увлечь за собой в «цирковую» Италию.

P.S. Не могу уйти, не поделившись тайной: ночами, когда цирк засыпает, Дед Мороз уже тихонько прокрадывается в манеж, чтобы репетировать новогоднюю сказку «Снежные сны». Вы скажете, что до Нового года ещё далеко, но ведь премьера 19 декабря, осталось меньше двух месяцев, поэтому самое время строить планы, выбирать даты и покупать билеты. Зимний волшебник, предусмотрительно, написал график представлений на официальном сайте цирка и с нетерпением ждёт встречи с вами!

Текст: Наты Цирканутой


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

© 2025 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!