Заслуженная артистка РФ, дрессировщица Ирина Левицкая рассказала «Миру цирка» о своём дедушке – Давиде Ильиче Левицком. Мы сердечно благодарим Ирину за доверие и размещаем текст без редактирования, сохранив в исходном варианте.

Возможно, сегодня уже редко можно встретить человека, который знал или слышал о моем дедушке.

Я была ребенком, когда он ушел в мир иной.

Рассматривая записи, оставленные на оборотной стороне фотографий, передо мной открылась жизнь, мне незнакомая.

В силу моего возраста я не могла запомнить всех людей, которые окружали взрослых, но кто-то остался в памяти.

Рискнув обратиться в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), многое узнала. И о чем рассказывали старшие коллеги, и истории, которые вспомнились. Он ушел быстро, неожиданно, как это бывает, не успев много сделать, передать, а может, и рассказать.

Мой дедушка родился в городе Запорожье 17 июля 1905 года.

Уже в 15 лет пошел работать в «Рабис» (Профессиональный Союз работников искусств).

Назначен был при райкоме ответственным секретарем по линии кино и фото, впоследствии директором культбазы, где руководил строительством Днепропетровского цирка, откуда и родилась любовь к цирку. После окончания строительства был назначен замдиректора и директором этого цирка 1932–1937 гг. А уже с 1937 был переведен в гор. Запорожье и назначен директором цирка и одновременно руководил цирками в г. Молотов(Пермь), Хабаровск, Киров.

Началась война. До последнего тянул, не хотел уезжать, бросать цирк, но пришлось эвакуироваться, так как нес ответственность не только за свою семью, но и за тех артистов, которые находились на гастролях в цирке. Целая программа с большим количеством животных. Подчерниковы, Милаевы, Кострюков и много других. Грузили на повозки, запрягали цирковых лошадей, и всё, что было необходимо в дороге, конечно, реквизит. Ведь для артистов очень ценным, пожалуй, самым ценным в жизни был реквизит, который очень часто изготавливался своими руками. Рассказывали, что продукты портились в дороге, приходилось есть хлеб, который был уже зеленый, и делить его с животными. Добрались до города Фрунзе.

Под чутким руководством дедушки началось строительство цирка. После окончания строительства, так уж повелось, назначен был директором. Где впервые вышел на манеж подающий надежды, начинающий танцор, наш дядя Миша. Великий Махмуд Эсамбаев.

В то время Главное Управление цирков назначало директоров одновременно руководить несколькими цирками. Так, дальше был Владивосток, Оренбург, Магнитогорск. В последних он остался на долгие годы. Приехав в Магнитку, построил бараки для проживания. Те, кто уже приехал с ним, поселились там. Понимая, что таких людей, разбросанных по всей стране, много и самостоятельно нет возможности выехать, ему пришла идея написать письмо Сталину. С просьбой разрешить и посодействовать в отправке семей артистов. Мотивируя свою просьбу о сохранении генофонда циркового искусства. Сталин подписал письмо. Через какое-то время стали съезжаться целые семьи, женщины с детьми. Рассказывали, что ночью к ним в дверь стучали партизаны, приказывали быстро собраться, отводили в леса, потом в тыл и оттуда в Магнитогорск. Много воды утекло с тех времен, многих уже нет с нами. В моей семье никогда не вспоминали те тяжелые времена, а тем более не рассказывали ни о чем таком, все было в порядке вещей, обычная жизнь. Но мне повезло услышать то, что я бы никогда не услышала ни от кого из членов моей семьи. Однажды, идя по улице, встретила Надежду Ивановну Шестуа (маму знаменитой Ирины Шестуа). Ее семья была в числе тех спасенных, приехавших в Магнитогорск. Много рассказывала о своей жизни, о дедушке, как шили, вязали, отправляли все на фронт. Цирк работал, давал представления, женщины были осветителями, униформистами, готовили и воспитывали молодое поколение. Она сказала очень важную фразу для меня: «Если бы не твой дедушка, не знаю, что было бы с нами». Тогда я не сразу поняла значение этих слов, но впоследствии они все чаще вспоминались мне, и с этих слов начались мои поиски о жизни моего дедушки.

Несмотря на то, что город предоставил квартиру, дедушка обосновался при цирке. Напротив директорского кабинета были жилые комнаты с двориком, там он и поселился с бабушкой. Бабушка очень любила животных, и в этом дворике кого только не было, зоопарк, но главной любовью были собаки восточно-европейские овчарки, которых она разводила и отдавала служить на границы.

Все с огромным уважением и благодарностью вспоминали Магнитку, Оренбург. Он был гостеприимным хозяином. К нему любили приезжать и зарубежные цирковые коллективы, Китайский цирк, Румынский, Чешский, Болгарский.

Дети очень трогательно вспоминали его. Он запомнился им как один из немногочисленных директоров, которые были отцами артистам.

Большой, седовласый, и у детворы не было страха перед ним, отношение было отеческое. Центральные двери Оренбургского цирка были распахнуты. Народ шел безумными очередями со всего города. В центре манежа стоял гроб. Дедушку хоронили со всеми почестями, был караул, помню Маяцких, Толика Егорова, Шаламовых, Шульгиных, играл военный оркестр. Когда выносили гроб, стояла машина, устланная красной дорожкой, которой пришлось отъехать в сторону. Его несли на руках по всему городу, до кладбища, передавая из рук в руки. Оренбург прощался с ним. Таких как мой дедушка в то время было много людей. Цирк был огромной семьей, домом, где проводилась большая часть жизни. Когда шли на представление или на репетицию, говорили: «Я иду в цирк», а сегодня говорят: «Я иду на работу». Цирк не был работой, он был в сердце, в мыслях, в крови, которая передавалась детям. И когда я случайно услышала такую фразу: «Забудьте, что цирк — это ваш дом». Кровь застыла в моих жилах. Как только мы перестанем думать что цирк это наш дом – он перестанет существовать, жить, дышать. Очень хочется чтобы эта фраза не была концом той тяжелой но очень счастливой жизни которую прожили наши деды , отцы , матери.. И кто бы что не говорил, Цирк – это семья, дети внуки, все что подразумевает Жизнь.

Один из основателей строителей цирка до и после Великой Отечественной Войны. Был награжден:

Орден Знак Почета Президиума Верховного Совета СССР

За Доблестный труд в период Отечественной Войны 1941-1945(1946)

Почетная грамота ЦК Союза “Рабис” и комитета по делам Искусств за шефскую работу над Советской Армией

Почетная грамота Президиума Верховного Совета Киргизской ССР за строительство Цирка.

Левицкий Давид Ильич

1905-1968гг.

Светлая Память всем причастным , рисковавшим своей жизнью и и отдавшим ее за будущее нашего самого настоящего в Мире Искусства.

Фото из личного архива Ирины Левицкой


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!