Юлия, Ваша жизнь неразрывно связана с цирком: окончили ГУЦЭИ, построили карьеру на манеже, а сегодня являетесь режиссёром, создателем, руководителем и педагогом школы циркового искусства, . Ваша любовь к арене началась с детства?

Да, цирковая жизнь началась с детских лет. Как и все родители, мои, отправляли меня на дополнительные занятия: танцы, музыкальная школа… Я живу в 15 минутах ходьбы от циркового училища и это стало для меня, своего рода, еще одним “кружком”, находившимся недалеко от дома. Мама отвела меня в детскую цирковую студию при ГУЦЭИ, где дети получали азы циркового искусства. В студии я прозанималась три года. Это направление меня затянуло и превратилось в мою будущую профессию, после 9 класса я поступила в цирковое училище.

Расскажите, пожалуйста, о своих студенческих годах. О чем мечтала студентка циркового училища конца 90-х? За что и кому из Ваших педагогов Вы хотели бы сказать спасибо?

Хороший вопрос. Знаете, мне кажется, человек когда заболевает цирковым искусством, то в это время он мечтает об одном – стать цирковым артистом, посвятить себя манежу, прочувствовать вот этот вот адреналин, который мы показываем в цирке, и этот адреналин ничем другим не заменишь. Обучаясь, моей мечтой было попасть в хорошие руки и продолжить свою цирковую карьеру. Спасибо хочется сказать всему цирковому училищу! У меня есть «цирковая мама», я её так называю, – Валентина Михайловна Савина, которая, приняла меня, выпустила и дала путёвку в творческую жизнь. По сегодняшний день, мы с ней очень хорошо дружим. И, также, спасибо всем педагогам, которые были у меня тогда, некоторых уже нет в живых, но они – яркие представители циркового Олимпа того времени… я очень рада, что оказалась в их руках, и они мне дали не только знание жанра, с которым я выпускалась, но также дали цирковую базу, дали школу. Сегодня, обучая детей, я делюсь с ними полученными знаниями, и за это очень благодарна своим преподавателям!

Расскажите, пожалуйста, о номере, с которым Вы окончили ГУЦЭИ.

Наша работа – она, в принципе, эксклюзивная, потому что и тогда, и сейчас циркового жанра «Танцы на проволоке», с чем я выпускалась и работала 12 лет, просто не существует, тем более его нет в паре. В России, мы были и остаёмся единственной цирковым дуэтом. Первыми были- наш педагог, народный артист РФ Владимир Алексеевич Стихановский с Татьяной Марковой и мы – вторыми, скажем, продолжатели этого жанра и… больше нет. Жанр сложен, в том числе в установке реквизита, к сожалению, не везде возможно его отработать. Мы большое количество времени были очень привязаны к локации, задавались вопросами: “Где мы будем выступать, как мы будем выступать?”. В основном, это были цирки: хорошие шапито, стационары Росгосцирка, конечно, случались и более заманчивые предложения – теплоходы, лайнеры, казино, но мы отказывались, т.к. наши технические возможности не позволяли выступать на таких площадках. Если мы что-то неправильно поставим, то наша работа не будет соответствовать тому качеству, которое мы обычно показываем, поэтому мы старались выезжать, но только с гарантией того, что наш цирковой аппарат нас не подведёт, а это значит, что приложив все свои силы, знания и умения, мы сможем выступить, как всегда, хорошо и, как всегда, удивить зрителей. Горжусь ли я тем, что была танцовщицей на проволоке? Да, потому что, есть люди, которые выпустились из циркового училища, но они не продолжили этот путь, потому что поняли, что это очень тяжело, должны быть ежедневные репетиции. Репетиции невозможны без реквизита, мы постоянно искали где заниматься, на чём тренироваться, чтобы всё это было удобно. Спасибо моему мужу и партнёру, который всё всегда организовывал, устанавливал, таскали вместе двухсоткилограммовый реквизит – всё это наша общая работа.

Если бы Вам предложили выбор – работать в цирке начала 2000-х или сегодняшнем, где бы Вы остались в качестве артистки и почему?

Как я сказала ранее, моё призвание – быть в цирке. Раньше, в роли артистки, сейчас – руководителем цирковой школы. Во все времена, важно стать артистом. Если ты не совсем артист, то есть к чему стремиться, нужно работать, повышать свой уровень. Если ты уже артист, то, тогда и сейчас, ты – нарасхват, ты эксклюзивен и ты можешь гордиться тем, что ты делаешь, то есть тебя любит зритель, тебя ценят профессионалы.

Вы много гастролировали по миру. Жители какой страны, кроме России, на Ваш взгляд, являются самыми большими поклонниками цирка? Какой опыт Вы получили от работы в разных странах?

Цирк любят везде, его невозможно не любить. Отличие заграничного зрителя от нашего в том, что иностранцы любят другую музыку, делают другие постановки, у них другое восприятие, другой взгляд на цирковое искусство. Каждый человек, пришедший в зрительный зал, получает от увиденного что-то своё: кто-то любуется красивыми номерами, кто-то животными, кто-то трюковой частью, кто-то всем и сразу, а если говорить о наших коллегах, они получают удовольствие от того, что на манеже показывают их жизнь. Допустим, мы были в Северной Корее, Европе, Южной Корее… Мы смотрели со стороны и понимали, что цирк разнообразен, по-разному его воспринимают и любят, делают шоу на свой вкус и цвет, но он всегда одинаков в исполнении. Конечно же есть разная подача, но жанры, сама техника исполнения, неважно, это акробатика, эквилибр или воздушная гимнастика – она одинакова, поэтому какой бы человек не пришёл в цирк и тем более профессионал, ему будет всегда интересно посмотреть на разную картинку, увидеть свой жанр, своё направление и может быть, даже познакомиться со своими коллегами, с которыми, на протяжении всей жизни, он потом будет общаться. У нас такие знакомые есть, мы пересеклись, когда работали в варьете и цирках, до сих пор общаемся. Мы живем далеко друг от друга, но работаем в одном направлении, общая деятельность всегда объединяет и сближает людей.

В Вашей «творческой копилке» награды известных фестивалей и конкурсов, в том числе «Серебряная корона» Международного циркового фестиваля «Принцесса цирка». О каких достижениях мечтаете сегодня?

Да, в моей копилке есть «Принцесса российского цирка». Это первая моя награда, и фестиваль, в тот год, тоже проводился впервые, и нас на него пригласили. Это почётное звание, я до сих пор горжусь тем, что оно есть, так же есть много других конкурсов и фестивалей, в которых мы принимали участие, но «Принцесса цирка» остаётся самой значимой. Здесь, снова хочу сказать спасибо мужу! «Серебряная корона» стала моей, благодаря его помощи, супруг поднял меня на эту ступень и я ему очень благодарна! Сегодня я мечтаю о том, чтобы уже второе поколение, наше семейное поколение, или мои ученики цирковой школы тоже смогли участвовать в фестивалях, а я буду наблюдать за происходящим и радоваться их успехам.

Вместе с супругом, Вы работали в спектакле «Салют Победы», исполняя номер под «Смуглянку». Помните свои чувства, когда впервые надели военную форму и услышали знаменитую советскую песню?

Тут стоит поблагодарить упомянутый выше фестиваль. На «Принцессе цирка» наше выступление увидел Анатолий Павлович Марчевский и предложил участие в своём проекте. Владимир Алексеевич Стихановский помог в постановке номера, а Марчевский вписал его в единую концепцию спектакля. Сработали два талантливых режиссёра и мы, как исполнители, в итоге, получилась потрясающая «Смуглянка». По словам Анатолия Павловича, форма для нашего номера была сшита из материала 1941 года и никакие камни Swarovski не сравнятся с этим историческим костюмом. Я в нём чувствовала себя самой-самой нужной, просто королевой манежа. Тогда и сейчас, он для меня самый дорогой! Когда мы выступали и видели глаза ветеранов, их слёзы, то понимали, что сделали всё правильно. Думаю, что на результат повлияли: режиссура, костюм исполнение… Я счастлива, что нам удалось передать зрителям, хотя бы частично, те эмоции, которые переживали ветераны во время Великой Отечественной Войны – моменты горя, моменты радости…

За короткое время, были выпущены несколько значимых, для истории нашей страны, спектаклей: «Салют Победы», «Почти серьёзно», «И100рия» и др., а какую важную тему Вам, как режиссёру, хотелось бы раскрыть на манеже и почему?

Сложный вопрос, очень сложный… Я не знаю, что можно было бы раскрыть, потому что каждый режиссёр видит свою историю, которую он бы хотел показать, каждый видит собственную дорогу. Скажу о своих номерах. Я хочу следовать за желаниями моих учеников. Многие из них уже сейчас понимают, что мы не можем просто выйти на манеж, просто включить какую-то музыку, просто надеть какой-то костюм и просто поднять ногу, мы должны сделать номер, и бывает, что они приносят мне свои идеи, и мы их вместе разрабатываем, то есть мои дети начинают думать. Или, допустим, когда я ставлю номер… Расскажу на примере Марго Сидоренко: мой ребёнок, я его чувствую на 1000%, знаю, что ей нравится, знаю как бы она могла исполнить, я подбираю музыку, номер, ставлю и, конечно, это идёт попадание, то есть её работа и моё режиссёрское видение. Также и другие дети, я смотрю на их физические данные, на их внешние данные, я смотрю на их внутренний мир, смотрю, заглядывая вперед, получится этот номер или нет. Должно быть много пунктиков, которые собирают номер воедино. Важный момент, что в 99% номер невозможно передать другому исполнителю, потому что изначально, он создавался под конкретного артиста, его физические, артистические и эмоциональные качества. По тому же принципу, наверное, строится и спектакль. Опять же о «Смуглянке», по сей день, нам говорят, что мы были лучшими исполнителями. Анатолий Павлович поставил много версий «Салюта Победы», нашёл для «нашего» номера пару, но у них не случилось того слияния, которое было у нас с мужем. Я считаю, что для режиссёра очень важно найти свой спектакль, найти свою идею и правильно подобрать артистов, тогда представление заиграет и станет значимым. А в целом, есть два варианта: либо человек ставит то, что его волнует, либо приходит заказ на конкретную тему, например для праздников – 9 мая, Новый год и т.д. Сейчас в России, как и во всём мире, много хороших цирковых спектаклей и талантливых думающих режиссёров. Сама я пока не размышляла над тем, что хотела бы поставить.

В Москве уже более 7 лет работает детская школа циркового искусства «Мы из цирка». Расскажите, пожалуйста, о деятельности учреждения и об особенностях Вашей работы, как создателя и руководителя? С какими трудностями сталкиваетесь и какие задачи ставите на ближайшее время?

На момент создания школы, я ещё выступала в цирке, мы ездили на гастроли. Всё это начиналось как хобби, по принципу “Так как ты работаешь в цирке, надо пойти поработать педагогом.” Я никогда бы не могла подумать, что это направление так затянет, но оно, конечно, очень сложное. Если сравнивать себя как артистку и как руководителя, то работать в манеже намного легче, намного интереснее и намного эмоциональнее. Работа руководителя цирковой школы сложна во всех направлениях. Во-первых, ты работаешь большее количество дней в неделю, если готовимся к каким-то серьёзным мероприятиям, то месяц, два проходят вообще без выходных. Потом приходят дети с разным уровнем подготовки и разной степенью желания прикладывать усилия для получения хорошего результата. Очень приятно работать с тем ребёнком, который стремится достичь успеха, и я стараюсь передать ему свою любовь к цирку и жанрам. Когда ребёнок принял это чувство от меня, начал понимать, что если работать, репетировать, творить, то со временем твои старания будут высоко оценены жюри, тогда я вижу зачем я работаю. Если ребёнок не хочет ничего делать, то, к сожалению, у меня не существует волшебной палочки, которой я могла бы взмахнуть и получился бы номер, без стараний ученика. Если человек ко мне подходит, с горящими заинтересованностью, глазами, например он увидел какой-то элемент, трюк, что-то узнал и захотел сделать также, я всегда ему помогу, объясню, поддержу, но если нет интереса и желания удивить зрителя, как это было у меня во время репетиций, то ничего не получится. Есть еще один нюанс – это родители. Когда они привели ребёнка, чтобы он просто не бездельничал, и не относятся к цирковой студии серьёзно, возникают проблемы. Или появляется вопрос: “Почему другие дети выступают, а мой нет?”. Я объясняю, что он не может выйти на манеж/сцену, потому что не готов. Следующий вопрос: “А почему он не готов? Мы же раньше танцевали!” Обычно цирк сравнивают с танцами и другими видами искусства. Стараюсь объяснить, что если ребёнок танцевал, например, в групповом номере, то какие-то недоработки были менее заметны, а для сольных выступлений, нужна совершенная работа. Если человек не может овладеть жанром, он не может выйти на зрителя. Если родители не воспринимают мои доводы адекватно, то я прекращаю занятия. В том случае, когда я вижу огромное желание ребёнка, то стараюсь донести до родителей, что если он будет прикладывать силы, то всё получится, просто каждому нужно разное количество времени. Когда ребёнок приходит из спорта, он уже силён, уже растянут, ему только нужно освоить тот жанр, в котором он хочет работать, но у него возникают сложности в хореографии и актёрском мастерстве. Если же, наоборот, человек приходит с актёрскими и танцевальными навыками, то ему предстоит научиться, например, прыгать акробатику. Когда всё это вместе сочетается, то получается отличный номер, а когда ещё и родители поддерживают, у меня есть такие, которые и мне очень помогают, то получается настоящий шедевр!

Юлия, еще одной важной составляющей, для всей Вашей семьи, является спорт. Что послужило началом развития в этой сфере? Ваши дети больше тяготеют к цирку, или спорту?

Да, в нашей семье есть спорт и цирк. Мой муж Андрей – мастер спорта по спортивной гимнастике и в цирк он пришёл из спорта. Я танцевала, занималась в музыкальной школе, ходила на курсы при цирковом училище, как ранее рассказывала, меня это привлекло и затянуло, и вот я окончила ГУЦЭИ. Что важнее спорт или цирк? У нас две дочери – Варвара и Маргарита Сидоренко. Варвару, с 4-х лет, мы отправили в спортивную гимнастику. Мы с мужем хотели привить дочке любовь к спорту и нам это удалось. Сейчас Варваре 16 лет и заходя в зал, она себя чувствует, как рыба в воде, также, как и муж. Когда мы создавали цирковую школу, он помогал мне морально, но его всегда больше привлекал спорт, ему хотелось много прыгать, хотелось учить акробатике. Андрей всегда говорит: “Я захожу в зал и чувствую себя в своей тарелке. Я знаю, что я делаю”. А я, также, знаю, что я делаю в цирке. Мне очень нравится творить, мне очень нравится летать, крутить хулахупы, быть разноплановой. Детей мы никогда не заставляем ходить в ту или иную студию/секцию, ребёнок должен сам хотеть учиться, если этого нет, то он ничего не добьётся. Старшая дочка получила “Кандидат в мастера спорта” по спортивной гимнастике. Спорт – это любовь Варвары, у нее много друзей в этой сфере. Сейчас мы поступаем в спортивный колледж, чтобы продолжать дальше это направление. Спорт даёт очень многое, например человек из спорта пришёл в цирк и его умения, на арене очень пригодятся. Из любого спортсмена можно сделать циркового артиста, поэтому это всё взаимосвязано. Что касается Маргариты, когда я открывала цирковую школу, она была со мной. И, вот, на протяжении 7 лет, она занимается каждый день, знает очень много цирковых жанров, потому что она везде пробует себя, смотрит, что делают другие девочки, и ей нравится, конечно, цирк. Но, опять таки, в спорте она ни разу не была, поэтому ей не с чем сравнивать. Куда дети пойдут дальше, я не знаю, но считаю, что мы с Андреем уже дали им профессию, осталось только подтвердить её дипломом и двигаться дальше. У девочек есть выбор, например, можно связать свою жизнь с цирком, не только, став артисткой. Маргарите нравится рисовать, возможно она станет дизайнером по костюмам и применит свой талант в цирковом искусстве. Я уверена, что любой вид творчества или спорта пригодится в цирке, поэтому то, что сейчас умеют наши девочки – отличный фундамент для будущего. Они большие молодцы! Я готова дальше учить дочерей, направлять, но выбор пускай они делают сами, потому что это их жизнь, их будущее. Мои родители, в своё время, поступили также, они не отговаривали меня от циркового училища, за что я очень благодарна.

Вы успешны сразу в нескольких сферах деятельности, как удаётся все охватить?

Не считаю себя успешной, я просто человек, который делает свою работу с любовью! Меня никто не заставляет, я этим живу, бывает, что не сплю ночами, придумывая что-то, но если бы я это не любила, то, наверное, не добилась бы успеха. Моя любовь к цирку, к детям, к своей семье, которой я очень дорожу, даёт понимание того, что у меня есть поддержка, опора, что я могу отдавать знания и любовь не только своим детям, но и ученикам. Мне Бог посылает прекрасных детей, с которыми мы сходимся в творческих взглядах и душевно. Когда я это чувствую, то моя любовь усиливается многократно. Не люблю рассказывать о себе, показывать рабочий процесс в социальных сетях, хотя сейчас это популярно, но на мой взгляд, лучше демонстрировать готовый результат. Люблю, когда хвалят мою работу. Для меня моя работа – это учёба, бывает, что я хожу на свои уроки, как на лекции. Мне говорят: “Почему ты переживаешь?”, отвечаю: “Я к этому уроку не подготовилась: не нашла материал, музыку и прочее”. Для меня – это сессия, а сессию я сдаю с помощью моих детей, моих постановок и моих номеров, поэтому просто нужно любить свою профессию. В дальнейшем, надеюсь, что я ее не перелюблю, хотя иногда хочется всё бросить, потому что это очень сложно. Но думаю, что Бог всё видит, помогает мне и только он знает как и что будет.

Беседовала Ната Цирканутая
Фото из личного архива Юлии Вартановой
Август, 2024


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!