В третью субботу апреля цирковые во всём мире отмечают свой профессиональный праздник – Международный день цирка. К нему присоединяется всё больше зрителей и каждый цирк старается удивить публику чем-то особенным. Широко Всемирный день цирка в этом году отпраздновал Ярославль: в государственном цирке открылся музей циркового искусства и выставка Александра Олешко, а также прошёл закрытый показ инновационного шоу “WOW”.

Цирк зажигает огни

20 апреля на торжественное открытие музея циркового искусства и выставки частной коллекции Александра Олешко “Цирк зажигает огни” пригласили семьи участников СВО, многодетных и ярославских интернет-обозревателей с детьми. Подготовка экспозиции проходила совместно с музейным комплексом «Вятское». Являясь большим другом музея, Олешко подарил им свою коллекцию.

На выставке представлены костюмы артистов, фарфоровые и керамические статуэтки легендарных советских мастеров арены, животных и забавных цирковых персонажей, плакаты, значки, и программки, фотографии, письма, книги и журналы, очень натуралистичные манекены Юрия Никулина и Олега Попова, различный реквизит, мини-арена диаметром 2,5 метра и многое другое. По информации некоторых источников, оригинальный мозаичный портрет Олега Попова, который расположился недалеко от входа, принадлежал самому Солнечному клоуну.

Я посетила выставку и шоу неделей позже. С особым интересом рассматривала редкие и личные экспонаты коллекционера, такие как буклеты с Отаром Ратиани (найти материал об этом иллюзионисте – большая удача), почтовую карточку от Александра Олешко Юрию Владимировичу Никулину. Мне очень не хватило экскурсовода, который присутствовал на открытии. Никаких сопроводительных табличек не было и из-за этого миллион вопросов так и остались без ответа. Один из них, почему фотография дрессировщицы львов Ирины Бугримовой, с которой артиста связывала крепкая дружба, стоит в рамке “тигриной” расцветки. Может сама рамочка имела какое-то особое значение, может просто дизайн понравился, а может…? Остаётся только гадать… Приятно было увидеть предметы, имеющиеся и в моей домашней коллекции: советскую статуэтку клоуна фарфорового завода Вербилки, цирк в чемодане, несколько книг и прочее. Кстати сказать, “Вербилок” на выставке представлено довольно много, предполагаю, что Олешко является поклонником этого фарфора.

Любой посетитель, от знатока циркового искусства, до начинающего с ним знакомство, найдёт для себя что-то интересное.

Экспозиция будет доступна до конца 2024 года.

WOW

Шоу “WOW” – это настоящая молодёжная феерия, основанная на цирковом искусстве, современных технологиях и танцах. Впервые в истории цирка артисты и животные работают в содружестве с роботами на цифровом манеже (в нём находится более 100 световых приборов).

Особой гордостью для создателей проекта – “Продюсерского центра Владислава Гончарова” и Руслана Ганеева является то, что роботы – это отечественная разработка IT специалистов из Перми. Одна из главных сложностей состоит в том, что пока роботы находятся в Ярославле, их разработчики удалённо (за тысячу километров) проводят разные манипуляции в “мозгах” у своих подопечных и следят за исправностью системы. Всего в программе задействовано 12 полноразмерных сервисных роботов модели Promobot V.4 12 и 7 робособак. Роботы-гиганты в эпилоге перемещаются по сцене и “танцуют” вместе с артистами программы и балетом. Для реализации идеи хореографа, специально для роботов был разработан подвижный торс, позволяющий выполнять сложные хореографические движения.

Оператор роботов Нияз Зарипов поясняет: “Роботы у нас работают по специально заданной карте, они катаются, двигают руками, торсом, поворачиваются, крутятся, вертятся. Мы это называем танцем!”

Генеральный директор ООО “Промобот” Максим Чугунов рассказал об изобретении своей компании: “В мире нет аналогов этому проекту. Мы 7 месяцев писали программное обеспечение, чтобы синхронизировать работу артистов-роботов”.

Увидеть технологичный эпилог мне не удалось, в тот день произошло тихое восстание машин. Роботы наотрез отказались выезжать, хотя убеждали их очень старательно, форганг несколько раз открывался и закрывался в надежде явить нам чудо технического прогресса, но не получилось… Это происшествие не стало сильным огорчением, ведь не смотря на то, что я интересуюсь робототехникой и охотно бываю на тематических выставках, в цирке мне хочется смотреть живое искусство, где артисты демонстрируют чудеса ловкости и гибкости, дрессировщики и их партнёры показывают трюки, от которых захватывает дух или нежное общение, когда видишь взаимную любовь и настоящее единение человека и животного, а клоун – добрый друг из детства показывает смешные, трогательные и глубокие репризы, заставляет смеяться, размышлять, сопереживать и в тайне надеяться, что сегодня именно тебя он пригласит на арену. Конечно же, роботы уже “поправились” и ждут встречи со зрителями на манеже, который, на время парада машин, превращается в галактику со множеством планет.

Но и кроме искусственного интеллекта создателям есть чем впечатлить даже самых искушённых, в программе работают настоящие звёзды манежа: ковёрный Дэвид Ларибле – знаменитый артист из Италии, обладатель титула «Клоуна клоунов» и наивысшей награды на всемирном фестивале циркового искусства в Монте-Карло, дрессировщица тигров Алиса Нестерова, завоевавшая золотую корону фестиваля «Принцесса цирка», воздушная гимнастка Екатерина Шустова – обладательница множества наград на престижных цирковых фестивалях и другие.

В прологе мы видим жизнь от её истоков до возможного скорого будущего, где центральное место занимает технический прогресс: в таинственном освещении балет “WOW” под руководством Лады Мильтон изображает древо, символизирующее зарождение жизни, а семёрка робособак с грозными светящимися глазами-фарами и позвонками – грядущее.

Интересно, что в программе работают 2 “воздушных” номера. Их эффект заключается в контрастности. Гимнаста на ремнях Маргарита Никулина олицетворяет нежность, а бабочка, венчающая аппарат артистки, как бы, призывает помнить о том, что не смотря на работу в сложном жанре, Маргарита – хрупкая девушка, которое нуждается в заботе и бережном отношении. “Папесса” Екатерины Шустовой наоборот рассказывает историю женщины со стальным характером. Стойкость и мужество просматривается абсолютно во всём – от костюма и алых полотен, до чётких, почти резких движений и “спадов”. Название номера тоже не случайно. Папесса – это должность ответственного секретаря при папе, а также по некоторым историческим данным, в середине IX века жила легендарная Папесса Иоанна, которая исполняла обязанности папы римского. Манеж представляет собой готические витражи, что придает номеру роскошную атмосферность.

Дарья Заяц показала зрителям своё мастерство эквилибра, а художник по костюмам удивил нестандартным дизайнерским решением: на артистке красно-белый костюм, “конфетно-космического” стиля, таким образом совмещается 2 абсолютно разных пространства – космос и балаганный цирк.

Для меня тему балагана продолжили и жонглёры Дрогалёвы. Замечу, что их образы удачно вписались в технологичный мир, но совсем недавно они работали в программе Руслана Ганеева “Балаган”, в тех же костюмах и с таким же музыкальным сопровождением, было трудно “переключиться” и воспринимать их не как часть яркого праздника, а как людей из будущего, поэтому я просто любовалась великолепной техничностью этих артистов.

Любителям традиционного цирка понравится номер “Евадам” Екатерины Диденко и Никиты Данилова. Здесь всё в лучших традициях классики: метание ножей в очаровательную ассистентку, в шарик, кончик которого девушка держит во рту, и стрельба из арбалета по разным целям. Сегодня достаточно редко можно увидеть подобные аттракционы, а жаль, они по-прежнему у многих вызывают прилив адреналина.

У акробатов на “Колесе смелости” под руководством Бесариона Чомахидзе не было “фальшсрывов”, они не щекотали нервы зрителям, мне импонирует такая работа. От захватывающих трюков было не отвести взгляд, и мы вновь получили хорошую порцию, уже упоминавшегося мной, адреналина, того самого, ради которого многие люди приходят в цирк.

Ярким представителем инновационного мира стал Максим Смирных. Артист работал на светодиодном колесе “Сира”. Номер поставлен в стиле “Индия”, а основное действие дополнено балетом. На мой взгляд, хореография здесь была лишней, так как очень сильно перекрывала Максима, почти невозможно было оценить чистоту его работы, а вот световое оформление аппарата, стало интересной, запоминающейся деталью.

В “WOW” шоу, вечные и самые востребованные, зрителями любых возрастов, жанры – дрессура и клоунада, связывают мир робототехники с миром людей и животных.

Шустрые обезьяны в номере “Хулиганы” под руководством заслуженной артистки РФ Ольги Ван Ю Ли и Сергея Стрелецкого, хулиганят в рамках дозволенного статусом серьёзных цирковых мастеров. Они задорные, непоседливые, но очень дисциплинированные: старательно лазают по канату, катаются на гироскуторах и велосипедах, изображают лихих всадников с игрушечными лошадками в руках и даже примеряют маски фантастических героев. Приятно отметить, что все эти действия выполняются не по принципу “постоянного взгляда в направлении руки с подкормкой”, а от всей обезьяньей души и мозга, конечно же.

Дрессировщица Виктория Елесеенко выходит на манеж в компании своей большой и очень забавной группы, состоящей из пуделей и сенбернаров. Пудели танцуют вальс, ходят на задних лапах “паровозиком”, ловко встают и на передние конечности, но особенно охотно перепрыгивают на бегу через степенных и мудрых сенбернаров. Сенбернары, словно львы или тигры, укладываются в аккуратный “ковёр” и позволяют Виктории на себя прилечь. Есть в номере и коронный прыжок пуделя через голову дрессировщицы. Вот такое взаимное доверие!

На лапах пуделей стильная обувь с цветными, флуоресцентными деталями, что роднит их с “робобратьями”.

Животные удивляют своими талантами на протяжении всего шоу. В аттракционе Алисы Нестеровой есть поющий тигр по кличке Еремей. Он стал если не главными вокалистами представления, то уж вторыми точно. Глубоким, проникновенным басом он заполнил весь цирк. В номере видна полная гармония во взаимоотношениях хищников и дрессировщицы. Алиса даже общается со своими подопечными с помощью шипящих звуков и двигается по-кошачьи: каждый шаг, поворот и жест- это грациозная пластика, достойная отдельного внимания! Животные отвечают ей взаимностью, выполняя все просьбы: “поют”, ходят на задних лапах, весело кувыркаются, “целуются” со своей “человеческой мамой”, в общем ведут себя, как типичные кошки, необременённые мыслями о прокорме и сохранности своей жизни.

Дэвид Ларибле привёз в Ярославль не только известные репризы, такие как “Вода”, “Опера”, “Колокольчики” и “My way”, но и абсолютно новые. Впервые российская публика увидела знаменитого артиста в образе укротителя, причём не простого животного, а робопса, такой же робособаки, как в прологе, но только в компании добродушного клоуна она уже не выглядит так устрашающе, а скорее как смешной тараканчик или цыплёнок табака из сценки Леонида Ярмольника. При полном параде и с шамбарьером в руке, первые несколько секунд герой Дэвида прибывает в растерянности, и глядя на робота, задаётся вопросом: “Что же делать с этим чудом-юдом?”. Кстати, шамбарьер клоун выкидывает сразу же, как “случайно” попадает им себе по “мягкому месту”, вызывая хохот всего зала. Постепенно “общение” с робособакой налаживается и вот уже “укротитель” подбирает удобную, для своего подопечного, высоту для прыжка через кольцо. После нескольких попыток, трюк получается. Успешно “партнёр” Ларибле делает и сальто, и ходит “серпантином”. Правда в “серпантине” старается больше Дэвид, чем робот, наблюдать за этим процессом очень весело.

Еще одна новая реприза итальянского гостя – это подарок российским зрителям за искреннюю любовь. На цифровом манеже появляются клавиши пианино и наступая на них, Дэвид играет мелодию известной песни “Подмосковные вечера”.

Ярославцы с удовольствием участвуют в интерактиве со зрителями и каждый выход Дэвида сопровождается весёлым смехом и аплодисментами. Для меня такая реакция значит, что никакие, даже самые современные роботы не заменят живого артиста, а значит ближайшие 50 или даже 150 лет можно смотреть подобные шоу, радуясь техническому прогрессу, без страха, что машины вытеснят из нашей жизни настоящие эмоции, настоящих людей и животных.

Текст: Ната Цирканутая
Фото: из открытых источников


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!