Для зрителей главные люди в цирке – это артисты, ведь они дарят нам те самые яркие мгновения, ради которых мы приходим на программы. Но в создании каждого представления, кроме артистов, принимает участие очень много людей разных профессий: художник по костюмам, гримёр, инспектор манежа, режиссёры звука и света, униформисты, билетёры, пресс-секретарь, администраторы, служащие по уходу за животными, работники буфета и гардероба… и это лишь маленькая часть тех, кто создаёт праздник. Сегодня, в Международный день цирка, своей историей поделился человек, судьба и жизнь которого, вот уже многие годы неразрывно связана с этим искусством. Поздравляем всех с нашим главным и любимым праздником и желаем приятного чтения!
Артистка, работавшая в разных жанрах, а сегодня действующий контролёр-билетёр Санкт-Петербургского цирка в Автово – Анна Матвеева:
“Начну с небольшой предыстории. В цирк я попала в 4 года, насколько я помню, привёл меня туда мой дядя, сам он был жонглером, а привёл просто попробовать – “вдруг понравится!”. Понравилось настолько, что я до сих пор в цирке. Конечно, я в какой-то момент мечтала стать артисткой, и, спасибо моим руководителям, они меня ею сделали! Это был народный цирк «Гротеск» в Гатчине (город в Ленинградской области), в этом городе я родилась и выросла.
Поскольку я оказалась, вроде как, способной и трудолюбивой, осваивала различные жанры, то прозанималась в этом цирке довольно долго, и за это время принимала участие в различных поездках, фестивалях, выступлениях с такими номерами как “Икарийские игры”, “скакалки”, “вольтиж”, “бамбук”, “русская палка”, “хула-хупы”. Большее предпочтение я отдаю номеру с хула-хупами – это моя любовь!
Летом 2004 года я поехала смотреть программу в цирк в Автово, и это был судьбоносный день. Волею судеб, оказалось, что в той программе, в номере “Подкидные доски” работает акробат, который через какое-то время станет моим супругом.
В 2007 году состоялась наша первая совместная поездка на гастроли в Ирландию, где я уже и начала репетировать и осваивать самый, на тот момент, сложный для меня жанр – “Подкидные доски”, но я справилась. Мы стали работать вместе и так я попала уже в большой цирк. Вернувшись с гастролей, мы поженились и в 2008 году меня оформили в цирк на Фонтанке, в то время, там ещё был свой штат артистов.
В 2009 году у нас родилась первая дочь. Всё своё детство она провела в разных цирках городов и стран, но сама себя не нашла на манеже, она очень творческая, но в другом направлении.
Работа, репетиции, гастроли… в течении долгого времени, мы были сотрудниками цирка на Фонтанке, но в определённый момент, весь штат артистов был расформирован. Мы продолжили работать сами по себе, репетировали, искали контракты, гастролировали.
Сделаю небольшое отступление. Не могу не сказать, что цирк на Фонтанке и сегодня – дорогое сердцу место, я его очень люблю и при любой возможности всегда, с радостью, туда приезжаю.
На момент, когда у нас не было контрактов, мы поучаствовали в съёмках сериала “Ленинград 46”. Нас туда пригласили как цирковых артистов, потому что планировались съемки, где по сюжету, в нескольких сериях, действие происходит в цирке, и туда нужны были акробаты. Нас нашли среди цирковых, и взяли с номером “Подкидные доски”. Мы просто делали свою работу, в привычной для нас обстановке. Проходили съёмки в Тверском цирке, осенью 2014 года. В 2015-ом, многосерийный фильм вышел на экраны. Не то, чтобы это что-то очень сильно значимое, но осталось много тёплых воспоминания от участия. Для нас с мужем, это был не единственный опыт в съёмках. Кстати, “Ленинград-46” очень сильная 32-х серийная кинолента, такая послевоенная драма, криминальный детектив, с прекрасным актёрским составом. (улыбается).
В 2015 году, с мужем, попали в “Подкидные доски” к Владимиру Ковалеву. Он тогда собирал номер на поездку в Китай, так мы стали работать с другим коллективом. Успели съездить на гастроли в Китай, Краснодар и Орёл. На фестивале, в Китае, наш номер занял 1 место.
В 2016-м с работой стало очень сложно, не было контрактов, предложений, каждый цирковой знает какой это тяжёлый период. И из цирка никуда не хотелось уходить, и работать нужно. Тогда муж устроился в цирк в Автово, в униформу, а я решила попробовать себя в качестве контролёра-билетёра. Поговорили, с работающими там девочками, и меня приняли.
В 2017 году мой муж случайно и удачно попал в “Подкидные доски” к Сергею Трушину, и продолжает там работать до сих пор. Он действующий артист цирка братьев Запашных, а я продолжаю работать в цирке Автово.
У меня, конечно, был перерыв, когда родилась вторая дочь, в 2018 году, но когда она подросла, я вернулась на работу уже вместе с ней. Младшая дочь себя нашла и в цирке, и танцах, и в театре, во всем, что связано со сценой и зрителями. На каждом представлении она со мной, бывает и в манеж выходит в программе, так что ее тоже можно считать полноценным сотрудником цирка Автово.
На самом деле, когда я только начала работать в цирке в другом качестве, было очень непривычно и странно смотреть представления по другую сторону манежа, но, потом привыкла и освоилась.
Хочется отметить, что работа контролёра-билетёра, несмотря на возможно кажущуюся простоту, на самом деле не так уж и проста. Во-первых контролёры должны обладать стрессоустойчивостью, это немаловажно, так как здесь идёт общение с людьми, а каждый человек приходит со своим настроением и характером, со своими мыслями и проблемами. Контролёру нужно быть очень внимательным, чутким и вежливым. Нельзя допускать грубость, даже если возникают какие-то неприятные или конфликтные ситуации, а такое случается не редко, в голове нужно помнить правило: “Клиент всегда прав!”. Человек приходит в цирк за хорошим настроением и положительными эмоциями, и мы не должны допустить, чтобы зритель ушёл в плохом расположении духа.
Приезжаем в цирк мы всегда за 2 часа до начала представления, подготавливаем зал. За 1 час до начала, начинается запуск зрителей, и за полчаса до начала, мы провожаем их уже в сам зал, где будет происходить волшебство. Мы помогаем при рассадке, провожаем детей, которые пришли без родителей, на свои места, встречаем гостей с ограниченными возможностями, делаем всё, чтобы пребывание зрителей в цирке было максимально комфортным.
Во время представления, мы контролируем весь зал, так как далеко не все знают, что во время работы артистов, нельзя спускаться к манежу, нельзя использовать вспышки, также, по технике безопасности, мы не разрешаем сидеть /стоять /бегать/прыгать на ступенях. Если кому-то, во время представления, необходимо выйти, мы подсказываем куда пройти и сопровождаем. Контролёр всегда должен быть готов к непредвиденным ситуациям и быстро решать любые вопросы. Ситуации бывают самые разные, реакции зрителей, на некоторые моменты, тоже не всегда однозначны. Например был момент, когда на одной из программ, зритель, прямо во время представления, начал очень громко выражать свое возмущение от того что ему в глаза слепит прожектор. На другой программе, зрительница с 15 ряда решила, что ей нужно срочно бежать попробовать поднять гирю, разумеется она была возмущена, что ей этого сделать не дали. Такие моменты, ситуации и конфликты, нами, контролёрами, должны быть благополучно исчерпаны. Вот так и работаем. Каждая из наших девушек контролёров-билетеров – интересная личность со своей историей.
По манежу я, конечно скучаю, не исключаю тот вариант, что ещё поработаю и в качестве артиста, но пока так. Любую работу и любой труд нужно уважать и ценить. Я люблю свою работу! Самое главное для меня, то, что я в родном цирке. А в цирке – я дома!”
Текст: Ната Цирканутая
Фото: из личного архива Анны Матвеевой
0 комментариев