Этой осенью в цирке Чинизелли состоялась премьера шоу Руслана Ганеева «Балаган». «Лучшие из лучших, — гласит афиша. — Бархат! Опилки! Софиты!». Зрителям предстояло погрузиться в цирковые истоки. По словам режиссёра, «Балаган» — это фантазия на тему старого цирка, воплощённая современными средствами. Для этого представления были отобраны жанры, которые зародились на улице: клоунада, жонглирование, канат, дрессура.
В подготовке и самом шоу принимали участие около 150 человек, из них 67 артистов, многие из которых стали призёрами II Международного фестиваля циркового искусства «Без границ». Над костюмами работала художник Наталья Чистова. Восхищает, с каким тонким изяществом ей удалось совместить, без преувеличения, все цвета радуги. Получилось пёстро, в лучших балаганных традициях, но не аляповато. Музыка Руслана Ганеева была выдержана в духе того времени и отлично легла на все номера.
Поклонники циркового искусства знают, что театр начинается с вешалки, а спектакли Руслана — с кругового занавеса. Появилось это новаторское изобретение благодаря тому, что с ранних лет будущему режиссёру не хватало таинственности перед началом представления в цирке. «Мне с детства не нравилось, что я вхожу в цирк и сразу всё вижу. Помню ещё то время, когда занавес был не только в театрах, но и в кинотеатрах. Перед началом сеанса он был закрыт, потом открывался и — синема!» — ностальгирует постановщик.
Изначально коллеги отнеслись к идее Ганеева скептически, а зрители и вовсе побаивались семитонной конструкции — а вдруг рухнет? Сегодня же её хотят видеть в своих шоу многие цирковые деятели не только в России, но и за рубежом. Зрители с любопытством разглядывают круглое чудо перед началом представления, ожидая фееричного зрелища. Интересно наблюдать, как некоторые особо любознательные дети и взрослые, быстро оглядевшись по сторонам, пытаются приподнять край материи, чтобы хоть немного подглядеть за готовящейся сказкой. Занавесы для каждой постановки создаются по разной технологии. Они отличаются своей геометрией и архитектурой. В «Балагане» он разрезан на 12 частей, и механизм работает особым образом.
Манеж превращается в площадь, куда приехала кочующая труппа цирковых, а зрители становятся не просто наблюдателями красочного действия, но и полноценными его участниками. Балет под руководством Максима Павлова несколько раз за время представления активно взаимодействует с залом. Исполняя роль зрителей уличного цирка, они взглядами, мимикой и жестами делятся с нами своими впечатлениями от увиденного.
Первые несколько минут глаза разбегаются от происходящего. В прологе развернулся самый настоящий яркий, пёстрый и шумный балаган, где артисты жонглируют, крутят хула-хупы, показывают своё мастерство эквилибристы на катушках, вся труппа танцует и веселится от души, а хозяин цирка в это время мирно спит в уютной кровати. Заявленных в афише опилок не было, хотя, на мой взгляд, для полного погружения в атмосферу не хватило, к примеру, какой-нибудь световой проекции на эту тему. Зато на манеже красовалась другая примечательная деталь старого цирка — повозка с крышей в виде купола шапито и разноцветной надписью «Балаган». Из неё выглядывали очаровательные пассажиры — гуси итальянской дрессировщицы Майли Монни. По признанию артистки, эти птицы просто обожают сахар. И если вовремя награждать их любимым лакомством за старания, то обучить гусей работе в манеже не сложнее, чем животных.
Скоростной темп, заданный прологом, артисты поддерживали все три часа. В игру с хула-хупами Александры Давыдовой вступил динамичный групповой номер акробатов на скакалках под руководством Богдана Немченко. Молодые люди в петрушечном образе весело и с приятной для глаза лёгкостью исполняли трюки, используя не только скакалки, но и хула-хупы. Два номера гармонично слились в единое действие. Благодаря ярко-жёлтым костюмам акробатов возникло ощущение, что над ареной взошло солнце, и это чувство радости и уюта не покидало до самого конца представления.
Финал номера запомнился юмористическим эпизодом, в котором проснувшийся хозяин цирка так загонял своих артистов, что они свалились от усталости и, лёжа на спине, забавно, в такт музыке, шевелили ногами.
Майли Монни вновь покорила публику Северной столицы, но не только гусями и своей любимицей — слонихой Марой, но и великолепными вороными лошадьми. В свете софитов их ухоженные спины блестели, а гривы струились плавными шикарными волнами. Уверена, любая девушка не отказалась бы стать обладательницей таких великолепных волос. Животные с достоинством отработали свободу. Как и с Марой, в аттракционе участвуют дочка и сын дрессировщицы, что добавляет номеру трогательную и по-хорошему умилительную ноту.
Итальянка настолько доверяет российским зрителям, что решилась познакомить их со своим будущим партнёром. После основного номера на арену стремительно выбежал молодой строптивый жеребец. Он ещё явно плохо знаком с цирковым этикетом и дисциплиной, но было интересно наблюдать за одним из первых выходов животного на публику.
Не успели улечься впечатления от конного вихря, а канатоходцы Суанбекова уже завладели нашим вниманием, демонстрируя своё мастерство. Трюки настолько опасные и захватывающие, что периодически забываешь дышать, а в голове только одна мысль: «Пусть всё получится». Такое волнение совсем неудивительно, ведь артисты работают на огромной высоте без страховки. На пресс-конференции братья Махмуд и Нурсултан Суанбековы рассказали, что их работа — это тот уровень, за которым в цирк приходит зритель: «Мы принципиально работаем без страховки, однако цена ошибки дорого стоит. Именно поэтому необходимо очень хорошо чувствовать друг друга».
После такого напряжённого номера попугаи Регины Сатритдиновой отлично разрядили обстановку музыкально-конфетной атмосферой. Их реквизит — просто рай для сладкоежек и меломанов. Пернатые сидели на патефонах, леденцах и даже качались на многоярусном нарядном торте. У попугаев была разнообразная интересная работа. Жаль только, что с некоторых мест балет закрывает обзор. К сожалению, это касается не только номера Регины, но и многих других. Для меня данный нюанс стал единственным, но очень весомым минусом постановки.
Акробаты-вольтижёры под руководством Антона Кагалёнка запомнились не только своей статью и превосходным исполнением трюков, но и необычными каркасными костюмами, из которых артисты выходят.
Номер с собаками Виктории Елисеенко — один из самых смешных в «Балагане». Внушительная группа, состоящая из сенбернаров и пуделей, напоминала резвящихся на празднике детей, а Виктория — терпеливого аниматора. Сенбернары исполняли роль послушных ребят. Они абсолютно невозмутимо лежали, в то время как пудели бешено носились по манежу, перепрыгивая через своих товарищей по играм. Прыжки далеко не всегда отличались аккуратностью, сенбернарам попадало лапами то в нос, то в лоб, но казалось, что замечать такое неуважение к себе было ниже их достоинства.
Перед антрактом Суанбековы снова пощекотали нервы зрителям, продемонстрировав номер «Колесо смелости». Огромная скорость, на которой работают артисты, точность исполнения каждого элемента и габариты конструкции впечатлят человека независимо от возраста и от того, является ли он поклонником этого экстремального жанра.
Во время антракта в цирке зрители обычно отправляются прогуляться по фойе или в буфет. А читателям я предлагаю поближе познакомиться с одними из главных участников любого представления, и «Балагана» в том числе, — с клоунами. За юмор в бродячей труппе отвечает дуэт «Внуки лейтенанта Шмидта» (заслуженные артисты РФ Сергей Колганов и Олег Белогорлов). Эта пара в лучших традициях старого цирка веселит почтеннейшую публику: и дурачится друг с другом, и водой зрителей обрызгивают, и в мяч с залом играют. Сергей Колганов ловко садится в шпагат, уморительно изображает морского котика. И это лишь малая часть того, что делают клоуны.
Второе отделение началось с аттракциона дрессировщика из Гватемалы Карлоса Брешани. Те, кто был в этом году на фестивале «Без границ», ждали суперзвезду группы, невероятных размеров тигрицу Машу. Барышня, конечно, хороша, но и другие участники номера не меньше достойны внимания. Например, есть очень забавный момент, когда один тигр лежит рядом со львом, а другой вскарабкивается на них и кладёт на голову льва лапу.
После выступления хищников на манеже появляется гимнастка в кольце Екатерина Чабанова. Её романтичный номер в белых оттенках напоминает о Новом годе. Артистка лёгкая, нежная, словно снежинка.
Групповые жонглёры под руководством Елены Дрогалёвой демонстрируют невероятную точность, меткость, восхищают чистотой работы. Их булавы летают на разной высоте и кажется, что абсолютно хаотично. Но это не так, ведь чтобы реквизит пришёл в нужную точку, должно быть вымерено каждое движение. Обворожительную Елену Дрогалёву называют Марлен Дитрих отечественного цирка, и она полностью оправдывает это сравнение.
На финал программы оставили любимицу многих петербуржцев — слониху Мару. Возможно, мне показалось, но в «Балагане» она чувствует себя свободнее, чем на фестивале. Как будто бы ушло конкурсное волнение. Мара очень аккуратно и охотно катает на хоботе дочь Майли Монни, обворожительную Кристель, деликатно ложится на Майли, затем встаёт без заминок и даже пританцовывает передними ногами.
Пролетело время, и вот уже эпилог, изюминкой которого опять стала знаменитая слониха. Она была полноценной участницей парада-алле. В других представлениях я не видела, чтобы животные участвовали в финале.
Программа «Балагана» закончилась 10 декабря. После жители и гости Санкт-Петербурга увидели праздничную версию полюбившегося шоу «Маска. Новогодний балаган», а теперь масштабное представление отправляется на гастроли по городам России. И первая остановка — Тула, 27 января.
Автор: Ната Цирканутая
Источник: журнал “Цирк”
0 комментариев