С 14 по 17 сентября в Санкт-Петербурге случилось уникальное событие, ставшее частью истории мирового цирка, — II Международный фестиваль циркового искусства «Без границ». В прошлом году он стал альтернативой Монте-Карло, в этом — заслуженно приобрёл статус ежегодного. Режиссёрами-постановщиками большого циркового смотра являются заслуженная артистка РФ Елена Петрикова и заслуженный артист РФ Гия Эрадзе.
Масштаб фестиваля делает его одним из самых заметных в сфере культуры. В начале августа на страницах мероприятия в социальных сетях звездопадом посыпались видеоприглашения от известных представителей цирковой индустрии и шоу-бизнеса. Обращения записали дрессировщики Аскольд и Эдгард Запашные, художественный руководитель театра «Уголок дедушки Дурова» Юрий Дуров, актёры театра и кино Александр Олешко и Алексей Маклаков, певицы Надежда Бабкина, Варвара, Наташа Королёва, юморист Евгений Петросян, шоумен Андрей Малахов и другие.
Для посетителей подготовили большое количество сюрпризов. Народный артист РФ Николай Басков и заслуженный артист РФ композитор Алексей Гарнизов записали трогательную песню «И только цирк!». В разных вариациях трек звучал на протяжении всех дней фестиваля. Коллектив «Королевского цирка» разработал более 150 необыкновенных костюмов, создал уникальную подвесную конструкцию, позволяющую работать в воздухе, одновременно восьми артистам, привёз четыре многотонные фуры декораций и оборудования, монтаж которых начался за неделю до открытия.
Не забыли и о юных жителях и гостях Санкт-Петербурга. В рамках II Международного фестиваля «Без границ», состоялся I уличный фестиваль «Без границ – детям». Два дня для ребят проводились мастер-классы по разным цирковым жанрам, творческие игры с представителями Музея циркового искусства, выступления театров оригинального жанра, детская клоунская вечеринка и «звёздная» утренняя зарядка с Эдгардом Запашным. Зарядка, как и весь фестиваль, проходили на территории Инженерного сквера, вблизи цирка Чинизелли. Кстати, работая в Ленинграде, «солнечный клоун» Олег Попов приходил в Инженерный сквер для того, чтобы сделать утреннюю гимнастику.
Своим мастерством с детьми поделились более 200 представителей цирковых студий и творческих объединений Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Екатеринбурга.
Организаторы позаботились не только о ярких впечатлениях для зрителей, но и о максимальном удобстве для участников. В студии программы «Счастливый билетик» главный режиссёр РосгосциркаЕлена Петрикова рассказала, что команда российской государственной цирковой компании и Большого Московского цирка стараются сделать всё для комфорта артистов. Учитывались малейшие детали: от проживания и питания до любых пожеланий. Это было непросто, ведь в конкурсной программе приняли участие около 200 артистов из 16 стран мира: России, Германии, Италии, Китая, Японии, Мексики, Вьетнама, Казахстана, Эфиопии и др.
В жюри вошли профессионалы в области цирка и кинематографа из России, Китая, Турции, Венгрии и Казахстана. Председателем Дирекции фестиваля стал генеральный директор ФКП «Росгосцирк» Сергей Беляков.
В день открытия фестиваля состоялась пресс-конференция. Организаторы и члены жюри в течение часа отвечали на вопросы СМИ. На конференции присутствовали около 30 представителей крупнейших медиа страны.
Подарком для собравшихся стало яркое выступление артистов Росгосцирка и «Королевского цирка» Гии Эрадзе. Их номера традиционно украшают фестивали российской цирковой компании.
Отвечая на вопросы журналистов, Гия Эрадзе заявил, что отказ от участия артистов из России со стороны организаторов фестиваля в Монте-Карло стал для нашего циркового искусства точкой роста и источником новых возможностей.
«По разным оценкам сегодня фестиваль «Без границ» — это самый большой и значимый фестиваль циркового искусства. И проходит он в манеже Санкт-Петербургского цирка, в нашей северной столице, в нашей культурной столице. Мы гордимся, что под куполом цирка на Фонтанке нам удалось собрать артистов мировой величины» — сказал Сергей Беляков.
Иностранные члены жюри, в свою очередь, отметили, что, несмотря на санкции против России со стороны многих стран мира, российское государство продолжает развивать и укреплять межнациональные связи посредством организации подобных мероприятий.
«Манеж — это всего 13 метров, но это целых 13 метров, в которых рождается максимальное доверие друг к другу», — заключил один из членов жюри, генеральный директор Столичного цирка Будапешта Петер Фекете.
И вот, час настал… Приходя в легендарный цирк на Фонтанке, всегда ощущаешь приятное волнение и трепет от соприкосновения с историей, с выдающимися мастерами арены, но эти чувства многократно усиливаются, когда до открытия одного из самых значимых цирковых событий остаются считанные минуты. Фойе украшено цветами, объёмная яркая фотозона с эмблемой фестиваля располагает к памятным снимкам и даёт возможность обнять грациозного тигра или гигантского слона, дотронуться до любого цирка мира на глобусе. Для одних это всего лишь качественная картонная инсталляция, а для других — целый мир, в котором можно прожить маленькую цирковую жизнь, длиною в несколько кадров.
На первый взгляд в зале царила обычная суета, которая всегда бывает за несколько минут до начала представления: зрители снуют туда-сюда в поиске своих мест, улыбчивые молодые продавцы игрушек, попкорна и сахарной ваты бодрыми голосами предлагают свои товары. И только занавес цвета ночного неба с огромными золотыми звёздами и голубями свидетельствовал о скором удивительном действии на манеже. Погас свет, зазвучали торжественные аккорды, лучи прожекторов празднично окрасили занавес, великолепно поставленный мужской баритон объявил об открытии II Международного фестиваля циркового искусства «Без границ», а затем зрителей ждал фееричный пролог. Группа ярких буффонных клоунов танцевала, играла в «мячи-глобусы» и летала на корд де воланах под весёлую музыку. В центре манежа расположился официальный символ фестиваля, уникальная конструкция — вращающейся глобус с огромным количеством светящихся цирков на нём. «Земной шар» объединил все цирки мира в большое творческое сообщество, которому чужды политические и национальные предрассудки, его участники собрались вместе для того, чтобы показывать своё мастерство и воспевать любимое искусство. О мире свидетельствовала и сотня прекрасных белых голубей, слетевшихся со всех сторон зала на верхушку «глобуса» под звуки трогательной мелодии, сменившей почти балаганное клоунское веселье. После этой сцены выход артистов с флагами своих стран выглядел особенно символично и масштабно.
Появление ведущих сопровождалось холодным фейерверком. В этом году пару народному артисту РФ Эдгарду Запашному составила актриса и телеведущая Яна Кошкина. Они начали вечер с юмора. Эдгард сообщил о том, что вести мероприятие ему будет достаточно комфортно, потому что он привык выступать с кем-то из семейства кошачьих.
Грандиозный праздник цирка состоялся при поддержке Министерства культуры РФ и лично Ольги Любимовой. Ольга Борисовна записала видеообращение к участникам и гостям. «За два года существования фестиваль стал местом демонстрации лучших достижений циркового искусства, местом где творческий замысел и мастерство становится всеобщим достоянием!» — отметила министр культуры.
Из 300 заявок было отобрано 22 лучших номера. Конкурсная программа состояла из двух частей и представляла собой большое разнообразное шоу, в котором демонстрировались все жанры циркового искусства, рекордные трюки, а также необычные для нашей страны номера.
Открывал каждый день фестиваля номер российских артистов — акробатическая дорожка «Флаги мира» под руководством Андрея Демьяненко. Костюмы акробатов с элементами флагов мира подчёркивали широту географии международного циркового смотра.
За юмор на арене отвечали клоуны из России и Германии. Дуэт «Внуки лейтенанта Шмидта» (Сергей Колганов и Олег Белогорлов) и Berty Balder (Франк Балдер). Принимали клоунов с большим воодушевлением и желанием взаимодействовать, а они в свою очередь от души старались развеселить публику. Во время репризы дуэта зрители первых рядов стали участниками тушения пожара и были щедро обрызганы водой. Франк Балдер приехал в Россию с необычным партнёром — большим плюшевым, но очень своенравным страусом по имени Эльмут, который с первых секунд своего появления, очаровал весь зал. Ещё благодаря заморскому гостю словарный запас зрителей пополнился смешным, подходящим на все случаи жизни, словосочетанием «Луки, луки». Им клоун заменял всё, чего не знал на нашем языке. Кстати сказать, на русском он тоже общался достаточно бойко.
Люди, купившие билеты только на одну из программ, очень переживали, что не увидят животных, организаторы это предвидели и включили дрессуру во все представления. Итальянка Майли Монни вместе со своим детьми работала со слонихой Марой. Дух захватывало от того, как огромное животное ложится «отдохнуть» на крепкую, но всё же, миниатюрную Майли, от маленькой девочки, кружащейся в шпагате на слоновьем хоботе и от её младшего брата, который бесстрашно забирается на гиганта и уверенно стоит в комплименте. Дети, особенно девочка, были настолько артистичны, что, на мой взгляд, это заслуживает отдельной награды. Маре 48 лет, по словам дрессировщицы, она очень добрая и послушная. И всё же невозможно было смотреть этот номер без волнения.
Дрессировщик из Гватемалы Карлос Бресчиани запомнился зрителям не только работой и красивой музыкой в номере, но и своей любимицей, огромной тигрицей Машей. Все питомцы Карлоса достаточно крупные, но Маша просто великанша. Несмотря на её размеры, завершая аттракцион, дрессировщик прохаживается с примой по барьеру манежа. Признаться честно, видя эту крупную артистку в нескольких сантиметрах от себя, невольно замираешь, стараясь не делать даже лишних вздохов, не то что движений.
Эдгард пошутил по поводу размеров животных Бресчиани: «Друзья, сколько раз вы слышали, что тиграм в цирке мясо не докладывают? По-моему, в Гватемале даже излишки дают, да?»
Участники из Китая и Японии продемонстрировали трюки с диаболо. Японец Акира Фукагава отработал запланированный вариант номера, жонглируя четырьмя диаболо, а затем усложнил его, «подчинив» себе пять. Артист удивил не только публику, но и ведущих, которых не предупредил о задуманном. Акира сам себе дал три попытки. Зал горячо поддерживал диаболиста, переживая с ним неудачи и восторженно скандировал, когда трюк получился.
Китайская национальная группа девушек впечатлила своей численностью (12 человек), филигранной работой с диаболо и синхронностью. Один из трюков особенно восхитил: пока диаболо находились в воздухе, артистки успевали сделать акробатический элемент, прийти в исходное положение и поймать летевший вниз реквизит.
Представительницы прекрасного пола на II фестивале «Без границ» поражали своим мастерством не меньше, чем на известном фестивале «Принцесса цирка». Участницы из Большого Московского цирка, акробаты на подкидных досках под руководством Алексея Зарипова подняли зал со своих мест после того, как рекордсменка Нелли Ауди сделала двойное сальто-мортале на одной ходуле. Не обошлось без шероховатостей. При первой попытке Нелли потеряла равновесие и упала. Хвала выдержке артистки, несмотря на достаточно жёсткое падение, она моментально встала, улыбнулась и выполнила трюк.
Зрительницы не отставали от участниц в проявлении отваги. Во время исполнения оригинального номера «Гаучо» участники из Италии — братья Салли во все дни конкурса приглашали из зала девушку. Гостья становилась частью опасного и захватывающего действа, в котором артисты виртуозно жонглировали боласом (охотничье метательное оружие, состоящее из ремня или связки ремней, к концам которых привязаны обёрнутые кожей круглые камни, костяные грузы, каменные шары и т. п. – прим. авт.) в миллиметрах от неё.
На фестивале нашлось место не только для экзотических номеров, но и для бессмертной классики. Своё прочтение «Анны Карениной» продемонстрировали гимнасты на ремнях Елена Мизенина и Дмитрий Ефремкин. Ключевые моменты романа Льва Толстого прослеживаются в постановке и реквизите: гудке поезда и железной дороге, которые появляются в самый драматический момент. «Номеру «Анна» чуть больше года, репетировали мы его примерно восемь месяцев. Нам хотелось сделать какой-то интересный необычный номер. Изначально у нас был просто стол», — рассказывают артисты.
Тему космоса также не оставили без внимания. Жонглёр из Беларуси Илья Иванцов ловко «укрощал» свои кольца в инопланетном зеркальном костюме. Изюминка номера — беспрерывно вращающаяся площадка и трек, напоминающий рампу для скейтбординга. Артист взаимодействовал с треком как с полноценным партнёром, что добавляло номеру оригинальности. Балетная группа в космостиле и первоклассная работа художника по свету создавали ощущение присутствия внеземной цивилизации на манеже.
В финале всех ждал ещё один космический сюрприз: с МКС с приветственным словом обратились космонавты «Роскосмоса» — командир МКС-69, Герой России Сергей Прокопьев и Константин Борисов. Они отметили, что цирковое искусство, как и космическое пространство, не имеет границ. «Нам есть чем делиться с миром, есть чем гордиться и есть что показать! Каждый пятый житель нашей планеты желает дотянуться до звёзд. Вы уже сделали это здесь и сейчас!».
Из такого большого количества сильных номеров жюри было крайне сложно выбрать лучших, поэтому многие артисты получили специальные, дополнительные награды от цирковых деятелей. Первые места разделили между собой сразу несколько номеров.
Золото:
‒ подкидные доски под руководством Алексея Зарипова «Эхо мечты», Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского», Россия;
‒ гимнасты на ремнях «Анна» в исполнении Елены Мизениной и Дмитрия Ефремкина, Российская государственная цирковая компания и продюсерский центр «Королевский цирк Гии Эрадзе», Россия;
‒ групповое диаболо в исполнении Китайской национальной группы, Китай.
Серебро:
‒ воздушный дуэт Moments of Love в исполнении Тха Тьен Фуок и Нгуен Тхи Хоа, Вьетнам;
‒ групповые ремни «Коронация» под руководством Владислава Дулича, Российская государственная цирковая компания и продюсерский центр «Королевский цирк Гии Эрадзе», Россия;
‒ жонглер Илья Иванцов, Беларусь.
Бронза:
‒ акробаты на мачте Hassak под руководством Адлета Тиканова, Казахстан;
‒ «Колесо смелости» в исполнении Нурсултана и Махмудбека Суанбековых, Кыргызстан;
‒ «Эквилибр на руках» в исполнении Красимирa Васовa, Болгария;
‒ акробатическая дорожка «Флаги мира» под руководством Андрея Демьяненко, Российская государственная цирковая компания и продюсерский центр «Королевский цирк Гии Эрадзе», Россия.
«Только цирк — это радость и счастье!» — поёт Николай Басков. Кто-то не согласится с этим утверждением, но я уверена, что для читателей нашего журнала цирк является одной из главных составляющих счастья. Поэтому да будет ЦИРК в любой точке земного шара!
Источник: журнал “Цирк”
Текст: Ната Цирканутая
Фото: Елена Бледных
0 комментариев