Фото журнала “Цирк” (взято из открытых источников)

55 лет назад в апреле состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Многие помнят, что «студентку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу» Нину в ней сыграла Наталья Варлей, а вот о том, что свой творческий путь она начала в цирке, знает меньшее количество зрителей.

Наталья Владимировна окончила училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева и несколько лет работала в цирке на Цветном бульваре. Любопытный факт: встреча с Леонидом Енгибаровым косвенно положила начало кинокарьеры Варлей. Речь идёт о «Большом аттракционе», к сожалению, сейчас почти забытом фильме. Пользуясь «полукруглой» датой «Кавказской пленницы», хотелось бы рассказать про этот фильм-мюзикл, где героиня Натальи Варлей была не менее задорной и привлекательной.

Картина режиссёра Виктора Георгиева — это цирковая фантазияЛёгкая эксцентричная комедия с обилием музыкальных номеров и танцев с первых минут погружает зрителя в пёструю жизнь цирковых, кочующих в расписных кибитках. Сюжет весьма прост: талантливая девушка Даша (Наталья Варлей) мечтает стать артисткой цирка. На пути к исполнению заветного желания героиня попадает в забавные ситуации и преодолевает множество препятствий, но добивается успеха и в финале работает захватывающий номер «Путь к звёздам».

Коллегами Варлей по съёмочной площадке стали выдающиеся артисты: Гунар Цилинский, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Татьяна Пельтцер, Савелий Крамаров, Борис Амарантов, Владимир Грамматиков и другие.

Впечатления о фильме у зрителей неоднозначные: кому-то нравится игра актёров, костюмы, декорации и добрые песни, а кому-то кажется излишним большое количество вставных номеров и видится отсутствие хорошо проработанного сюжета. Тем не менее, кинокартина наполнена запоминающимися и смешными эпизодами. Например, после горячего спора с внучкой (здесь стоит отдать должное эмоциональной игре Варлей) дед Матвей (Сергей Мартинсон) сдаётся и «забрасывает» своё чадо «в тыл врага». Юное дарование спускается на парашюте во двор шапито прямо перед директором Бубенцовым (Евгением Моргуновым). Ещё один момент. Даша спешит выполнить «простое» задание клоуна «ножами не попасть в ковбоя». Она выходит на манеж и ловко кидает острый реквизит в незадачливого артиста (Савелия Крамарова), он разрывает верёвки и спасается бегством, а «лобное место» занимает Бубенцов. Но после того, как в сантиметре от его головы нож входит в стенд, колоритно падает в обморок. Или вот. Когда Даша начала репетировать номер, крутой нрав будущей артистки снова поставил её в неловкое положение. В процессе отработки элемента ученица отвесила звонкую пощёчину своему партнёру за то, что он посмел схватить её за ногу.

Игра некоторых актёров второго плана достойна особого внимания. Несравненная Татьяна Пельтцер в роли Ольховиковой напоминает Ваганову (А. Я. Ваганова — балерина, балетмейстер и педагог). Та же осанка, строгость, но при этом больше мягкости. Ольховикова любит своих учениц, о чём свидетельствует её тёплое общение с главной героиней во время занятий. Справедливости ради стоит заметить, что в мюзикле многие персонажи наделены добрым и весёлым характером. Даже суровый на первый взгляд дед Матвей после перебранки с внучкой весело напевает «На земле я может старый дед, но когда взлечу, мне 20 лет!». При всей лёгкости эпизода эта фраза больше, чем просто слова незатейливой песенки, ведь пока есть дело  жизни, возраст над человеком не властен. Тексты всех песен к этому фильму написал замечательный поэт Леонид Дербенёв, он был выдающимся мастером и даже в самые простые слова умел заложить глубокий смысл.

Невозможно обойти вниманием костюмы и декорации художника-постановщика Г. Шабанова и художника-декоратора А. Кудрявцева, которые с первых секунд приковывают взгляд. Они яркие ровно настолько, насколько это приятно для глаза. Современному же кинематографу очень не хватает такого тонкого чувства вкуса и меры.

Большой удачей было получить отзыв на киноленту от дрессировщицы Ирины Левицкой, ведь в фильме показывают фрагмент номера её сестры Элеоноры Левицкой «Карнавал собачек». Необычный реквизит для него создавали отец и брат артисток.

Ирина Левицкая, заслуженная артистка России, дрессировщица в четвёртом поколении, руководитель номера «Дрессированные козы»:

«Фильм, согласно тому времени, был актуален и интересен для зрителя. Сейчас он выглядит немного наивным, как и всё кино тех лет, но, возможно, именно этой наивности и чистоты не хватает людям сегодня…

«Карнавал собачек» уникален тем, что в нём участвовали таксы. Номер Элеоноры был единственным в Советском Союзе и по масштабу, и по количеству собак».

Вот закончился фильм, всё рассказано. Но манеж круглый, так что очень скоро мы встретимся вновь!

Взлетают гимнасты, и клоун смеётся,

И мячик жонглёра летит в облака,

Взлетают гимнасты, и клоун смеётся,

И музыка льётся, и музыка льётся,

И цирком цирк остаётся,

Во все века!

(Из песни Л. Дербенёва «Во все века»)

Текст: Ната Цирканутая

Источник: https://www.roscirk.online/

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!