Фото журнала “Цирк” (взято из открытых источников)

Максим, вы из цирковой династии. Расскажите о своей семье.

Мама, заслуженная артистка России, начала с циркового училища в Уфе. 16 лет была наездницей, работала джигитовку. После многочисленных травм, была вынуждена попробовать себя в другом жанре. Со своим партнёром по «лошадиной работе» они создали номер «Игра с лассо и хлыстами». На совместных с Московским цирком гастролях мама познакомилась с моим будущим папой, который был дрессировщиком медведей. Цирковой роман. Встречи на конюшне, вечерние прогулки… и, в 1979 году появился я. Руководство Союзгосцирка планировало разнарядку так, чтобы не разделять семью. Отец пришёл работать дрессировщиком слонов и тигров к Мстиславу Михайловичу Запашному. Когда я подрос, появился на свет младший брат Константин, он до сих пор работает в Росгосцирке канатоходцем. Мама уже 10 лет инспектор манежа в Нижнетагильском цирке, руководит которым Руслан Марчевский. Папа, к сожалению, покинул этот мир и теперь воспитывает пегасов, валькирий, фениксов и других мифических персонажей.

Уволившись из Росгосцирка вы начали работать в цирке-шапито «Vivat». Что было самым сложным в начале этого пути?

Покинул Росгосцирк в 2008 году, оформив льготную пенсию. На мизерную зарплату существовать было невозможно, тем более что я женился. (Улыбается.) В то время я уже окончил институт культуры и искусств в своём родном Курске, отучился на театрального режиссера и получил диплом мастера сценической речи, педагога. Стал работать в частном шапито Евгения Кима, в цирке «Золотой дракон». Труппа собралась исключительно из династийных артистов, и все мы были выходцами и воспитанниками Росгосцирка. Проработал там шесть лет. За это время приобрел собак, фуру, реквизит. Репетировали номер с хаски, но выходить на манеж с ним стала жена, т. к. это было её мечтой. (Улыбается.)

Где интереснее работать: в цирке на колёсах или стационарном?

Конечно, работать в шапито интереснее и сложнее. Интереснее, потому что посещаем больше городов, в том числе и маленьких. Здесь мы стали использовать свой потенциал по максимуму, в итоге начали зарабатывать. Купили машину и теперь любуемся природой не только из окна поезда. А сложнее, потому что здесь зритель ближе, его не обманешь, ты — отдельный персонаж, ответственности больше.

Будни шапито – они…?

постоянно в работе. Репетиции, ремонт, покраска, ветеринария, поиск новых решений в творчестве. Шапито — это возможность репетиций в любое время без ограничений.

Легко ли совмещать работу шпрехшталмейстера с «Игрой с лассо и кнутами»?

Совмещать сложно только в том плане, что приходится мгновенно переодеваться, разминаться, готовить реквизит. Но привычка уже выработана и всё готовится заранее.

Для участия в номере вы приглашаете детей из зала. Не боитесь такой ответственности? Какие курьёзные случаи происходили?

Если бы я не был уверен в своём мастерстве, то никогда не брал бы зрителя на опасный трюк. Курьёзные случаи — это когда я завязываю глаза, а ребёнок бросает ленту и убегает на своё место, а я делаю вид, что ничего не вижу. (Смеётся.)

Почему вы выбрали такой редкий жанр? С чего всё началось?

Жанр передала мама, а потом я развивался уже сам, имея опыт владения предметом. Репетировал, смотря на настоящих американских ковбоев. Терпение и труд всё перетрут.

Ваша жена Анастасия дрессирует хаски. А вы принимаете какое-то участие в воспитании собак?

Самое непосредственное! Я — вожак стаи, меня уважают и побаиваются, потому что они всё равно как дети. Иногда надо пожурить, особенно когда игры переходят в агрессию и начинаются драки. Ведь все хаски — мальчики.

«Зоозащита» продолжает свои атаки, в особенности на передвижные цирки. Как проходит ваше общение?

Нам нечего бояться. Мы всегда их приглашаем к нам на территорию, чтобы они увидели и убедились в прекрасном состоянии наших питомцев. Все нормы и стандарты мы перевыполняем.

Сейчас «Vivat» гастролирует в Череповце. Согласны с утверждением, что на русском Севере зрители «холоднее»?

Не согласен. На севере люди намного жарче! Я имею в виду Мурманск, Петрозаводск, Архангельск. Вологда и Череповец уже ближе к Ярославской и Новгородской областям. Здесь люди посложнее. (Улыбается.) Но всё равно зритель радует. Вообще, этот регион считается цирковым. Здесь любят цирк!

Что бы вы сказали тем, кто принципиально не ходит в шапито, считая, что уровень представлений в «передвижках» ниже, чем в стационарных цирках?

Скажу про свой цирк. Мы все профессионалы, воспитаны большим манежем. Такая «слава» идёт от недобросовестных цирков, которые берут на работу артистов невысокого класса. Качество страдает, а зритель — не дурак!

Текст: Ната Цирконутая (июнь 2022 г)

Источник: https://www.roscirk.online/

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!