Наперекор стереотипам, осень в Петербурге выдалась аномально тёплой, а настоящего огня страстей его жителям и гостям добавил Илья Авербух. Фигурист привёз обновлённую версию своего ледового шоу «Кармен».

5 и 6 ноября 2023 года в Ледовом дворце при полном аншлаге прошли три спектакля признанного мастера. Масштабная сценография, зрелищные спецэффекты, непревзойдённое мастерство прославленных фигуристов, цирковые трюки и живой звук делают «Кармен» одним из самых впечатляющих спектаклей Авербуха. Именно этот мюзикл положил начало развитию нового жанра ледовых шоу — драматического спектакля на льду.

Нынешний гастрольный сезон для команды знаменитого хореографа стал юбилейным —20-м! Поэтому случаю Илья Изяславич обновил одну из своих любимых постановок. Спектакль, который сейчас переживает своё второе рождение, был создан в 2015 году и показан более 600 раз в Москве, Петербурге, Сочи, Дюссельдорфе, Казахстане, Минске…

Новелла Проспера Мериме довольно мрачная, но Авербуху при всём трагизме сюжета удалось сделать зажигательный мюзикл с юмористическими элементами, не жертвуя при этом ключевыми моментами истории. Главная героиня, созданная автором постановки, сохранила страстную натуру книжного прототипа, но весь образ получился чище, светлее. Возможно, потому, что исполнительница главной роли Евгения Медведева совсем не похожа на Кармен. «Я в жизни более сдержанный человек, более дисциплинированный. Позволить себе то, что позволяла Кармен, не смогу и никогда такого не сделаю. Да, есть героиня, есть я, есть роль. Это всё сложилось», — признаётся фигуристка.

Также Евгения рассказала, что мечтала перевоплотиться в знаменитую обольстительницу ещё на Олимпиаде, но тогда не удалось. И, по словам артистки, это хорошо, потому что она в то время была слишком юной для такого образа.

Ещё до начала спектакля и на протяжении всего действия на сцене играл оркестр (гитара, скрипка, барабан и аккордеон). Мы наслаждались безупречным звучанием инструментов и превосходным вокалом Анны Тесс и Александра Саванеца. Без привычного дребезжания и оглушающего эффекта, ведь не секрет, что на ледовых площадках всегда возникает проблема с качеством звука. И тут хочется отметить профессионализм звукорежиссёра.

Зрителей ждало не совсем привычное начало. Первым на лёд вышел создатель шоу. Он тепло поблагодарил публику за многолетнее доверие и интерес к его работе, отметив, что дивертисменты с россыпью звезд очень понятны, а вот такие истории — сложный жанр, и от этого вдвойне приятно видеть полный зал.

Спустя пару минут на арене, которая на два дня превратилась в вымышленный портовый городок, затерявшейся где-то в Испании, разразилась буря. Глядя на стихию, смотрителю маяка Пабло привиделся Чёрный Тореадор. В образе Рока Марк Кондратюк на головокружительной скорости катался с огромным красным полотном, символизируя вечное противостояние человека и бури. В эту ночь судьба одарила Пабло ребёнком, чудом уцелевшим после ненастья, — смотритель (Максим Маринин) стал отцом будущей ветреной красавицы.

Далее предстает картина беззаботного детства уже восьмилетней Кармен, которая радуется жизни вместе с лучшей подругой, дочерью мэра Фраскитой. Это была одна из самых трогательных сцен. Роли неразлучных подруг исполняли юные фигуристки Алиса Семина и Милана Аксёнова. Девочки с поразительным мастерством выполняли каждый элемент, при этом ни на мгновение, не выходя из образа. Они не изображали счастливые моменты, а проживали их. Движения, мимика и даже взгляды без труда передавали зрителям искренние эмоции счастливого детства.

Для меня, как для поклонницы циркового искусства и человека, читавшего и видевшего «Кармен» в разных вариантах, главной причиной для посещения мюзикла стал интерес: ну как же всё-таки режиссёру удалось вплести цирк в столь трагическую историю? Очень скоро я увидела ответ во всём его великолепии. По сюжету прошло несколько лет. Кармен и Фраскита (Евгения Тарасова) превратились в очаровательных девушек. В город приезжает бродячая цирковая труппа. Фраскита ещё в их прошлый приезд была очарована симпатичным, как тогда говорили, силачом по имени Гарсио. Атлет (Владимир Морозов) явно любит производить впечатление на публику и в пылу бахвальства пытается продемонстрировать свою богатырскую силу. Он нарочито долго сдабривает руки магнезией, несколько раз обходит штангу, с гордостью показывает зрителям свои накаченные бицепсы. Потом возвращается к реквизиту и со страшным выражением лица поднимает его. Но снаряд в последний момент перевешивает атлета, и он колоритно летит на лёд. Испугавшись за своего кавалера, Фраскита бросается на помощь. Девушка изящным движением откидывает не поддавшуюся силачу конструкцию и помогает ему подняться. Героиня Тарасовой жаждет повторения трюка, чтобы её обожатель восстановил свою честь и достоинство, поэтому снова вручает ему штангу. Взяв «противника», комедиант сначала согнулся под его тяжестью, но близость зазнобы придаёт мужчине сил, и в конечном итоге он поднимает свою избранницу вместе со штангой. В красивой поддержке фигурист некоторое время кружит Евгению над ареной. Так началась история любви дочери мэра и бродячего артиста. Через некоторое время герои веселились на пышной свадьбе возлюбленных, которая закончилась грандиозным фейерверком.

Комическая сцена в полной мере удалась! Она не только раскрыла талант Владимира и Евгении в непривычном для них почти клоунском амплуа, но и показала, что Илья Авербух относится с большим юмором к слабостям представителей своего пола.

Атмосфера бродячего цирка была передана отлично. Во многих моментах видно, что постановщики прилежно изучали цирковые тонкости. Яркая повозка, полосатые костюмы акробатов, хаотичное, весёлое действо, в котором на огромной скорости выполняли сложнейшие трюки артисты Санкт-Петербургского ледового театра Елены Бережной Анатолий Сластин и Григорий Забелло. Рыдал клоун (артист цирка Алексей Усков) из-за неразделённой любви к прекрасной гимнастке (артистка цирка Мария Голубева). Слёзы, по правилам жанра, у несчастного влюблённого текли гигантским фонтаном.

Мария работала с хула-хупами в кольце и на кор-де-парели. Но если работа с хула-хупами носила больше декоративный характер, номер совсем небольшой и простенький, то в кольце и на кор-де-парели артистка исполняла немалое количество захватывающих опасных элементов.

Алексей продемонстрировал жонглирование кубом. На мой взгляд, жонгляж большими геометрическими фигурами в любом представлении смотрится выигрышно. А когда действие происходит на льду, то впечатления от номера усиливаются.

Бродячая труппа фигурирует практически на протяжении всего шоу. Мы видим их на свадьбе Фраскиты и Гарсио. Пока новобрачная укрывает подругу у себя в кибитке, цирковые отвлекают полицейских, ищущих беглянку. Потом артисты появляются на сцене, когда выступают в столице вместе с Кармен, которая после побега стала работать со своими новыми друзьями. Она теперь танцовщица фламенко. Начинается представление, и комедианты разыгрывают буффонадную сцену о Дон Кихоте и Белом Рыцаре, в которой разворачивается рыцарский бой за руку и сердце прекрасной Дульсинеи. Приятно было отметить в этом эпизоде отсылку к знаменитой репризе Юрия Никулина и Владимира Шуйдина «Лошадки».

В финале зрителей ждал групповой воздушный номер на оригинальном аппарате в виде большого металлического зонта, заряженного бенгальскими огнями. Идея превосходная, а вот исполнение, как говорят в цирке, школьностью не отличается. Возможно, потому, что этот номер работали не цирковые, а фигуристы. У них другая специфика. Например, воздушные гимнасты быстро и подчас незаметно пристёгивают-отстёгивают лонжу, а у спортсменов это был весьма длительный процесс, да и позы в воздухе хотелось бы видеть более эстетичными. Но, тем не менее, номер придал лирическую, трогательную окраску концовке и перебил ощущение безнадёжности после сцены со смертью Кармен и возвращения в детство. Наверное, именно этот эпизод, в котором на площади снова начинается праздник цветов, а малышка Карменсита украшает волосы алым бутоном и весело танцует, как когда-то танцевала юная Кармен, был призван показать, что жизнь продолжается. Но у меня он почему-то оставил печальное послевкусие.

Интересный факт. «Кармен» — не первый проект Авербуха, в котором он обращается к цирковой тематике. В прошлом году состоялась премьера ледового спектакля «Волшебник страны ОЗ», где тоже принимали участие Мария Голубева и Алексей Усков, а также иллюзионист Макс Брайт.

Если за юмористическую часть отвечал цирк, то за демонстрацию накала страстей во время самых драматичных моментов — огонь и свет. Например, когда Хосе убивает свою любимую, загораются красные софиты, создавая зловещую алую полутьму. В нескольких сценах было фееричное огненное шоу, где сливались в единое целое огонь и лёд, а также спецэффекты с водой.

О хорошем вкусе авторов и их профессионализме свидетельствует не только качественная работа фигуристов, внимательное отношение к цирковой составляющей, превосходные костюмы, декорации и различные спецэффекты, но и музыкальное решение для шоу. Бессмертные произведения Жоржа Бизе и Мориса Равеля звучали как в классическом, так и в современном варианте.

Илья Авербух благодарит свою «Кармен» за мгновения абсолютного счастья в те минуты, когда он видел аплодирующий стоя зал и восхищенные глаза людей. А я благодарна этому спектаклю за то, что он дал мне возможность увидеть, как гармонично могут сосуществовать в одном пространстве цирк и фигурное катание вне манежа, если за дело берутся профессионалы.

Автор: Ната Цирканутая
Фото: группа шоу в ВК

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!