Представления Запашных всегда вызывают большой интерес во всех городах России. Но вот Петербургу в наступившем году особенно повезло: пока в «Сибур Арена» проходили заключительные новогодние спектакли продюсерского центра братьев Запашных «Кабы я была царица», в городе анонсировали ещё одно шоу Большого Московского цирка, теперь уже на Фонтанке. На смену сказкам Пушкина пришла «Страшная сила».

Фото журнала "Цирк"
Фото журнала “Цирк”

«Кабы я была царица»

Премьера циркового спектакля «Кабы я была царица» по мотивам «Сказки о царе Салтане» состоялась в 2019 году в цирке на проспекте Вернадского. По словам автора идеи и художественного руководителя, народного артиста России Аскольда Запашного, гастроли этого шоу в Санкт-Петербурге изначально не планировались. Для артиста приезд в Северную столицу со сказочным представлением стал приятным и волнительным событием уходящего года. Хвалебные отзывы и огромное число зрителей (100 тыс. человек за 20 шоу) свидетельствуют о том, что волнение дрессировщика оказалось напрасным.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

За последние 10 лет зрители увидели самые разнообразные постановки Запашных: от русской народной «Небылицы» до «OFU», в которой главными героями являются инопланетяне. Также посредством своих шоу артисты рассказывали о важных спортивных и культурных событиях: «ЭпиЦентр» повествовал о чемпионате мира по футболу, а «И100рия» была посвящена столетию российского цирка.

Аскольд признавался, что их коллективу потребовались годы, чтобы «дорасти» до Пушкина. Александр Сергеевич работал над своей сказкой девять лет, и перед создателями спектакля стояла непростая задача — уместить всё многообразие произведения в два с небольшим часа, рассказав нестареющую историю цирковым языком.

За погружение зрителей в пушкинскую атмосферу отвечал знаменитый актёр дубляжа Всеволод Кузнецов, озвучивший прогремевшие на весь мир фильмы и мультфильмы «Матрица», «Гарри Поттер», «Ледниковый период», «Шрек» и другие. Артист появляется перед публикой в образе великого русского поэта (в цилиндре, крылатке и с бакенбардами). На протяжении всего действия рассказчик проникновенно декламирует «свой» текст наизусть.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

Любопытный факт: во внушительном тексте сказки лишь однажды встречается слово на букву «ф» — флот, потому что поэт стремился создать настоящую русскую сказку не только по духу, но и лексически, а все слова, в которых присутствует эта буква в русском языке, являются заимствованными.

В постановке участвуют представители почти всех цирковых жанров: жонглёры, канатоходцы, акробаты, клоуны, эквилибристы, гимнасты и дрессировщики.

Клоунское трио, идеально вписавшееся в действие, играет роли главных злодеев пушкинской сказки — Ткачихи, Поварихи и сватьи бабы Бабарихи. Поющую белку с изумрудными орешками олицетворяет соло-жонглёр Юрий Серебрянников. Когда смотришь работу Юрия из зрительного зала, и видишь виртуозное владение мячиками, происходящее напоминает лёгкую забаву. Только вникнув в технические стороны номера, начинаешь понимать всю сложность. Артист рассказал, что шикарный беличий хвост по ощущениям напоминал рюкзак, к которому приходилось привыкать, а прозрачный домик его персонажа представляет собой красивую, но шаткую конструкцию, в которой Серебрянников жонглирует на большой высоте. Необходимо было каждую секунду контролировать свои движения и траекторию полёта мячей.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

В спектакле много необычных сценических решений. Например, запоминающийся выход тридцати трёх богатырей, который создали при помощи специальной конструкции, состоящей из огромных управляемых кукол. Море на арене показали с помощью гигантской, во весь манеж, «юбки» из эластичного материала. Десять артистов устраивали волны, а удачно поставленный свет придавал «морю-океану» реалистичность.

Заморскими гостями стали канадские пумы и их дрессировщики Наталья и Владимир Исайчевы. Из представителей животного мира петербургские зрители увидели также собак и медведей дрессировщиков Александровых. К сожалению, из-за ограничения по времени многие номера были сокращены. Собаки, как истинные суперзвёзды, лишь пронеслись вихрем по барьеру. Номер медведей тоже был сокращён, но родные братья Матвей и Добрыня отработали на совесть. Возможно, потому, что чувствовали свою ответственность перед земляками (животные родились в Санкт-Петербурге.)

Художник по костюмам Надежда Русс филигранно ушла от привычных для таких постановок лубочных мотивов. Её костюмы отражают русский стиль, но при этом сохраняют изящество и лёгкость. Элементы с ручной вышивкой приводят в восторг даже искусных рукодельниц.

Конечно же, новогоднее шоу не обошлось без традиционной ёлки, Деда Мороза и Снегурочки, но я уверена, что главным героем для каждого зрителя стал Александр Сергеевич Пушкин и его бессмертное творчество.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

«Страшная сила»

3 февраля в Большом Санкт-Петербургском цирке состоялась премьера уникального циркового спектакля «Страшная сила». Первыми шоу увидели семьи участников специальной военной операции. Благотворительное представление организовали в рамках совместного федерального проекта Российской государственной цирковой компании и Министерства обороны РФ. Росгосцирк и братья Запашные были единодушны в своём желании пригласить в цирк членов семей участников СВО в качестве первых зрителей программы. «Это то немногое, что мы можем и должны дать детям и близким родственников наших защитников!» — сказал генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков.

Впервые спектакль представили в Москве в Лужниках в 2013-м. В прошлом году шоу полностью обновили, модернизировали для манежа. Создатели сохранили сюжет, но изменили техническое оформление, подачу и состав артистов, поэтому представление будет интересно посмотреть даже тем, кто видел его первую версию.

На манеже разворачивается приключенческий экшен в формате «живого кино» в стиле фильмов об Индиане Джонсе: В 30-е годы прошлого века лондонские авантюристы брат и сестра Джейсон и Эмили украли древний свиток. Это событие помогло Джейсону встретить свою любовь в лице очаровательной и бесстрашной Софии. По воле расчётливого злодея Вольфганга Шульца отважная троица вынуждена искать артефакты, спрятанные на нашей планете представителями внеземной цивилизации. Тот, кто соберёт их воедино, откроет портал в другой мир и обретёт страшную силу, дарующую власть над всем живым и мёртвым. Путь героев пролегает через Африку, Индию, Америку и Египет.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

В действие органично вплетаются разные жанры циркового искусства: «колесо жизни», воздушная гимнастика на полотнах и трапеции, большое количество групповых номеров, акробатика, дрессура. К сожалению, не было «иллюзии», но высокое качество работы артистов и оригинальное оформление номеров стало отличным восполнением нехватки любимого жанра. Особенно привлекли внимание акробатическая восьмёрка и «мумии». Артисты «восьмёрки» на манеже превратились в тотемы, которые «оживали», когда Джеймс и София в неверной последовательности передвигали их каменные копии, пытаясь решить головоломку. Манипуляции с тотемами происходили в центральном проходе, вблизи от меня, поэтому приятным бонусом стал милый спор влюблённых и отличная актёрская игра исполнителей ролей Джемса и Софии — Ильи Калинина и Татьяны Беликовой.

В Египте путешественников встретили мумии, по совместительству первоклассные воздушные гимнасты на ремнях. Забавно, что светящиеся ярко-голубые «глаза-фонарики» устрашающих персонажей очень напоминали лампочки, которыми украшен купол зрительного зала. Своим мастерством и «родными глазами» отрицательные герои вызвали только положительные эмоции.

Любители традиционного цирка получат истинное удовольствие от номеров с животными. Братья Запашные выступают с большой группой хищников. Вместе с дрессировщиками в клетке работает Илья Калинин. Илья универсальный артист-жонглёр, акробат, воздушный гимнаст, несколько лет назад решил стать дрессировщиком и начал стажировку у Запашных. Молодой человек добился значительных успехов в освоении новой профессии за короткий срок. Несмотря на небольшой опыт работы, Калинин бесстрашно выполняет сложные элементы аттракциона, а самым любимым называет контактный трюк, когда кормит тигра изо рта мясом.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

Без преувеличения, самый очаровательный представитель фауны в программе шимпанзе Гермес, ему чуть больше двух лет. По словам заслуженной артистки России Елены Бараненко, малыш рвётся выступать и каждый раз очень волнуется, а также с большим интересом наблюдает за работой её попугаев, которые тоже участвуют в постановке.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

Сложными трюками, необычайной синхронностью и темпом восхищают акробаты на лошадях под руководством заслуженного артиста России Якова Экка.

На мой взгляд, стоит посмотреть спектакль хотя бы пару раз, чтобы уделить внимание деталям. Например, световое оформление Артёма Титаевского и Константина Аниканова-Дворецкого это особое удовольствие для ценителей «света», а музыка Андрея Пурчинского и великолепный голос Всеволода Кузнецова с первых минут переносит зрителя в увлекательную приключенческую историю.

На сегодняшний день «Страшная сила» самый крупный цирковой проект в России и один из самых крупных в мире. Задействовано почти 200 тонн реквизита: крупногабаритная техника — машина, мотоциклы, вагон поезда, размещённый прямо над форгангом и самолёт, взлетающий под купол. Режиссёр программы Аскольд Запашный, рассказывая о декорациях, отметил, что такое количество техники это и достоинство, и проблема одновременно, так как возникли большие сложности с размещением. Создатели даже предполагали, что придётся от чего-то отказаться, но ради того, чтобы удивить петербургскую публику, привезли декорации в полном объёме. Для шоу Надежда Русс создала 165 костюмов. Братья Запашные предстают перед зрителями в образах вождей параллельной цивилизации. Светящиеся костюмы дрессировщиков имеют сложное техническое устройство. За их оснащение и подготовку отвечает отдельный специалист.

Фото Елены Бледных
Фото Елены Бледных

Спектакли «Кабы я была царица» и «Страшная сила» абсолютно разные по содержанию, но их объединяет главное — качество, мощь и любовь к своей стране! Такие масштабные проекты показывают, насколько богата Россия талантливыми людьми, а когда российским представлениям дают высокую оценку иностранные гости, понимаешь, что наше искусство близко каждому зрителю. Посол Мексики в России Эдуардо Вильегас Мехиас посетил Большой Санкт-Петербургский цирк с официальным визитом, в рамках которого посмотрел спектакль «Страшная сила». «Российский цирк умеет удивлять, я это увидел по сегодняшнему цирковому спектаклю. В Мексике, к сожалению, запрещены номера с животными. И тигры, которых я сегодня увидел на манеже, напомнили мне мое детство», — поделился впечатлениями Мехиас.

«Страшная сила» будет идти в Санкт-Петербурге до конца лета. Успейте увидеть захватывающую историю своими глазами! Если вы посмотрели спектакль, напишите, пожалуйста, о своих впечатлениях в комментариях. Мне очень интересно читать отзывы и обсуждать увиденное с гостями своей “планеты”.

Фото официального сайта цирка Чинизелли
Фото официального сайта цирка Чинизелли

Текст: Ната Цирканутая

Источник: https://www.roscirk.online/

© 2020 — Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на блог запрещено!